Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Стоит ли поститься, если все равно не получается?

Молодые люди держат «пост» для улучшения фигуры и здоровья, а служба для них – это поставить свечку и рассказать священнику о проблемах. Но часто у людей объективно нет времени и сил на глубокое чтение и соблюдение всех правил – что же тогда делать?

Протоиерей Николай Соколов рассказывает о том, почему предпринимать попытки все же стоит, а вопрос о спасении – для каждого.

– С начала 90-х годов изменились ли у православных ожидания от поста?

– За эти 30 лет прихожане точно стали другими. Те, кто пришел в храм на заре возобновления духовной жизни в России, кому тогда было по 60-70 лет, ушли в жизнь вечную. Мои ровесники, которым сейчас 70 и больше, сохраняют традиции, в которых воспитывались, но нас мало. А вот молодежь, я подразумеваю в том числе 30-40-летних – это совершенно другие люди. Требования к церковной жизни у них особые. И Церковь они видят и понимают по-своему.

Если те, кто остался из прежних прихожан, стараются максимально соблюдать требования Типикона: постятся, читают молитвенное правило, посещают службы, то молодежь с этим практически незнакома. Слово «служба» они понимают как возможность прийти поставить свечку, написать записку, максимум – рассказать священнику о своих проблемах и попросить совета. О посте речь заходит крайне редко.

Да и полноценно поститься уставным порядком сегодня довольно сложно. Нет, не потому что человек этого не хочет. Некоторые вообще всю жизнь постятся, особенно молодые женщины, которые не едят ни мяса, ни рыбы, называют себя веганами, а в питании доходят до истощения. Держат «пост» для улучшения физического здоровья и сохранения молодости. К духовной жизни, правда, это отношения не имеет. Зато имеет отношение к окружающим.

Рядом с такими «постящимися» в храме часто стоят люди, которые не могут так поститься. Не могут не есть, потому что работают на производстве, в школах, больницах. У них нет возможности высчитывать калории, готовить себе салатики, у них часто и перерыва на еду нет. Едят то, что могут себе позволить.

Но пост – это не еда и питие. Это внутренняя духовная жизнь, которая готовит человека к жизни вечной.
 

«Царство Божье заключается не в пище и питье, а в праведности, в мире и радости, которую дает Святой Дух» (Рим. 14:17).

Если мы готовимся к встрече с Богом, то понимаем, что ни еда, ни питие в этой встрече ничто, по сравнению с тем, что происходит в твоей душе. Только духовной жизнью человек способен подготовить себя к вечности.

Как священник я всегда приветствую