Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово отца Сергия в неделю 33-ю по Пятидесятнице (29 января)

Сегодняшнее Евангелие от Луки (19: 1-9) повествует, как Господь призвал Закхея. Он был одним из главнейших мытарей. Мытари Древней Палестины – это прообраз современной налоговой инспекции. Мытари собирали дань в пользу Римской Империи, под властью которой и была в то время Палестина. Граждане подвластных территорий обязаны были платить Риму дань, но иудеи считали себя свободным от каких-либо обязательств, ведь они – избранный Богом народ. Поэтому мытарей из числа иудеев глубоко презирали. Ведь они обирали свой простой народ. Закхей был очень богатый человек. Но, несмотря на внешнюю благоустроенность, его душа взалкала, захотела услышать живое слово Господа. И он придумал, как это сделать. Закхей знал, что Господь идет в Иерехон. А так как в древние времена главная дорога была одна, он предусмотрел лучшее место, откуда он сможет Его увидеть. Ростом Закхей был невелик, поэтому забрался на дерево. А теперь представьте: идет Господь, окруженный тысячами людей хромых, слепых, больных, юродивых, бесноватых. И тут Господь останавливается у этого дерева и говорит Закхею: «Ныне мне нужно быть в доме твоем». Тот радостный спустился и пригласил его к себе в дом. Иудейские первосвященники, священники и власть имущие стали роптать: «Как Он позволил себе пойти к великому грешнику, богатею, к тому, кто грабит нас!» Это примерно то же самое, как если бы сейчас священник пошел в гости к олигарху. Как бы все отнеслись к этому? Сразу бы все осудили. Такая же ситуация была и тогда. Христос идет к богатому олигарху, который всеми неправдами наворовал денег и катается, как сыр в масле. На этой трапезе Христос ведет беседу с гостями о Царствии Небесном. И Закхей так проникся проповедью Христа, что сказал: «Господи, я пол имения раздам нищим, а кого обидел, возвращу в четыре раза больше». Господь на это ответил: «Ныне пришло спасение в дом сей, потому что и он сын Аврамов». Господь учит нас, что не здоровые имеют нужду во враче, а больные. Он спасает грешников, а не праведников. А вот иудейские первосвященники считали себя праведниками, и они считали, что не имеют нужду в спасении.

Так и сейчас. Человек, который понял, осознал свое состояние, и призывает Господа, получает спасение. Господь вырывает сердце ищущего Его из лап дьявола. Потому что такой человек сделал усилие над собой, он, хоть и в духовном плане мал ростом, но вера в Евангелие возвышает его над людьми. Господь каждому из нас хочет открыть себя. Так