Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

27 февраля начинается Великий Пост. Может ли его соблюдать современный человек?

Почему у российских православных христиан особое отношение именно к Великому Посту, ведь Успенский не менее строг? В чем его особенность? Как прочувствовать, пережить Великий Пост деловому человеку, многодетной маме? Об этом и о многом другом — в беседе протоиерея Андрея Лоргуса, ректора Института христианской психологии.
Особый мир Великого Поста.

Великий Пост всегда требует к себе особого отношения, особого обращения к себе требует и наша тема.Мы можем поговорить о том, что представляет собой современная практика Великого Поста русской Церкви.

Удивительно, вопросов много не только у тех, кто живет внутри Церкви, но и у тех, кто смотрит на Церковь извне, относятся к ней критично, которым интересна современная жизнь русского христианства в целом, русского Православия, в частности.

Пост не вероучительная заповедь. Великий Пост установлен ради праздника Пасхи. Великий Пост при Пасхе, а не сам по себе. Очень важно это подчеркнуть, потому что православие это религия Пасхи. Православие - это религия Воскресения. Мне очень жаль, когда не очень воцерковленные люди обращаются к Церкви только в Великий Пост. Получается, что только Великий Пост привлекает их больше всего.
Казалось бы, почему? Почему не Рождественский пост, а именно самый длинный, самый трудный пост? Самый, может быть, известный. Он даже пишется с большой буквы Великий Пост. Именно постящихся в этот пост больше, чем тех, кто празднует Пасху.

Это странно, но это факт. Именно в Великий Пост наибольшее число прихожан в русских храмах. Наибольшее число продается книг, свечей, икон. Наибольшее число людей приходит в храм, для того чтобы исповедаться, для того чтобы причастится.Удивительно, что очень много людей, которые в церковь вообще, не ходят, говорят: «А я хочу соблюдать пост». Люди, которые не участвуют в церковных таинствах, люди, которые не исповедуются, они намерены хотя бы частично или формально соблюсти Великий Пост. Причем Великий Пост, а не для того чтобы подготовиться к празднику Пасхи. Их интересует сам Великий Пост.

Для многих людей это не просто диета и не способ похудеть. Хотя такой мотив иногда встречается. Не редко приходится с удивлением узнавать, что Великий Пост используется людьми как такое диетологическое испытание. Но некоторые действительно намерены поститься в религиозном смысле слова, не участвуя в таинствах Церкви. Сколько таких, не знаю. Свидетельствую вам, что это нередкое явление. Это заставляет нас задуматься, что же означает Великий Пост для Церкви?

На мой взгляд, Великий Пост — не столь значимое событие, как праздник Пасхи или праздник Рождества, или даже любой двунадесятый праздник, который имеет больший смысл и значение. Потому что любой праздник — это событие евангельское. Каждое евангельское событие имеет ключевой смысл, является важнейшим событием мировой истории.

Пост таковым не является. Пост — не событие мировой истории. Пост не является частью Евангелия. Пост — это что то, несомненно, относящееся к практике религиозной жизни, но в вероучение не входит. Это практика, упражнение, аскетический прием, средство, инструмент.

Общественная и государственная традиция Великого Поста включала