Доброе слово

Каждый человек видит в других то, что в опыте духовном познал в себе самом, поэтому отношение человека к ближнему есть верный показатель достигнутой им степени самопознания.

Преподобный Силуан Афонский

Надо уметь жить и пользоваться жизнью, опираясь на то, что есть в данный момент, а не обижаясь на то, чего нет. Ведь времени, потерянного на недовольство, никто и ничто не вернет.

Священник Павел Флоренский

Школе нужен удобный ребенок. Вы таких видели?

Как понять, готов ли ребенок к школе или стоит продлить детство на год, с какими трудностями встретятся первоклассники в первые месяцы учебы и справятся ли с ней дети с логопедическими проблемами? Об этом «Правмир» поговорил с Ольгой Азовой, кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры логопедии Московского психолого-социального института, основателем и руководителем медицинского центра «Логомед прогноз» и Центра коррекции и развития ребенка «Логоцентр О. И. Азовой».
 

— Какие особенности говорят о том, что у ребенка возможны проблемы в школе? С какого возраста нужно обращать на это внимание — с 5 лет или раньше?

— Если у ребенка поставлен диагноз, который при расшифровке содержит слова «сложное», «тяжелое», то многие проблемы могут отразиться на письме и чтении.

Например, при алалии нарушены все категории речи: лексика, грамматика, связная речь, фонетика и фонематика. У детей отмечается ограниченный словарный запас, неточное понимание значения слов, ребенок не может «вынуть из памяти» нужное слово. Трудности актуализации словаря, в свою очередь, приводят к заменам по смыслу, по звуковым и морфологическим признакам.

Например, ребенок может назвать антенну проводом, слон «гудит» (вместо «трубит»), «заросли — это морская трава» (смешение с водорослями). Также ребенок использует простые грамматические формы в речи, аграмматизмы («играл двух игрушек»). Ребенку с трудом дается пересказ простых сказок, практически недоступен монолог.

Конечно, всю языковую систему до школы исправить сложно. Еще нужно поставить звуки и провести их дифференциацию, чтобы не было нарушений чтения и письма. А школьная программа сейчас так устроена, что ребенок должен пойти в первый класс читающим и почти пишущим (я против, но не на моем мнении держится программа). Тут никак не успеть.

Второе — возраст. Дети начинают говорить к году и постоянно совершенствуют этот навык. В три года ребенок использует распространенные предложения, а в пять лет речь почти заканчивает свое развитие, далее — только накопление словаря и сложные грамматические конструкции.

А теперь представьте, что ребенку 3, 5, 6 лет, а он не говорит или почти не говорит. Остальные дети не ждут его, а идут в темпе речевой нормы. Как успеть их догнать? Самое эффективное в коррекции — это грамотное раннее вмешательство, комплекс различных мероприятий и интенсивность занятий и процедур.

Сегодня мы, наверное, не будем говорить о раннем речевом развитии. Еще раз отметим только то, что если у ребенка диагностирован речевой диагноз или отсутствие/нарушение речи в сложном синдроме, то нужно очень стараться, чтобы к школе успеть максимально продуктивно решить проблему. Обратить на нее внимание стоит не в 5 лет, а уже