Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Что есть ВОДА ЖИВАЯ? Воскресная проповедь настоятеля. Чествование Богродицы.

Неделя 5-ая по Пасхе называется неделей о самаряныне. На воскресном Евангельском чтении вспоминается, как Господь на  колодце повествовал о высоком духовном смысле жизни простой женщине самарянки. В некоторых сказках, которые нам читали в детстве, упоминается о живой воде; мол, умер человек - добыли ему живой воды и он ожил. Все наши сказки имеют начало где-то в Священном Писании. Первыми книгами, которые перевели с древнегреческого на славянский язык, - были книги Священного Писания. Наш народ читал и составлял сказки на основе Священного Писания.

Вот как раз в сегодняшнем Евангелии и упоминается о живой воде. Пришел Христос на колодец и попросил у женщины напиться воды, женщина изумилась как это жидовин, или по-современному – еврей, с ней заговорил. А изумилась потому, что иудеи очень презрительно относились абсолютно ко всем народам, кроме своего. Сейчас это можно назвать фашизмом. С женщинами других народов они вообще не разговаривали, чтобы не оскверниться. С мужчнинами – только по необходимости. А Христос нарушил общепринятые меры общения иудеев. Он не только заговорил с самарянкой, но и попросил у неё воды, - что для самарян было чем-то сверхъестественным. На удивление самарянки Господь ответил, что если бы она знала, кто Он и какая вода есть у Него, то сама бы попросила попить. Колодец глубокий, а верёвки и сосуда нет, чем почерпнуть – отвечает самарянка. Господь ответил ей, что и верёвка и сосуд есть у Него. Христос рассказал самарянке о том, что вода разная; водой из колодца напьёшься, а на следующий день снова захочешь пить, а Его вода живая, напьешься ею и жажды не будет вовеки.

Эта беседа перерастает в высокие богословские вещи: о воплощении Бога и прихода Мессии. Потом Христос рассказывает о том, что сейчас Богу поклоняются в Иерусалимском храме, у самарян на горе святилище стоит, но скоро наступит время, когда люди будут поклоняться в духе. Сейчас мы наблюдаем не один храм Божий, а множество. И даже если храма вообще нет, то практически в любом месте можно служить литургию, потому что Бог слышит молитву в любой точке планеты. Он слышит молитву и в слух произнесённую, и тайно умом возданную. Всё это Христос объясняет простой самарянке.

В Священном Предании позже говорится, что она стала мученицей и была прославлена в лике святых как Фотиния - Светлана. Она, несмотря на свою простоту, приходит в свой город и рассказывает о том, что видела Мессию Христа. После этого проповедь быстро расходится в тех краях.

Действительно, очень часто, братья и сестры, мы с вами