Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово отца Сергия во 2-ую неделю Великого Поста о месте Бога в нашей жизни.

Во второе воскресенье Великого Поста особо чтится память святителя Григория Паламы. Эти дни называются святотворные с особым акцентом значимости для монахов и подвижников. История этого праздника относит нас к событиям XIV века, когда один из западных монахов-философов Варлаам узнал, что на Афоне люди молятся и достигают состояния просветления. И он, будучи философом, написал, что это всё прелести и не правда.

Тогда на защиту афонских монахов встал Григорий Палама человек грамотный, образованный и подвизавшийся на горе Афон. На соборе в Константинополе он показал учения афонских монахов и Варлаам был осуждён. Не зря нас Церковь призывает к подвигу постному. Пост нас должен привести к состоянию внутреннего озарения, к которому приходили древние подвижники. Ради этих состояний люди уходили в обители, пустыни делая величайший подвиг, но сказать, что они это делали ради достижения состояния сладости -  это не так.

Потому что если взять многие современные теософские учения, то состояние близости общения с Богом приравнивается к нирване. Например, лжеучение Ольги Сауляк. Что такое нирвана и буддизм мы не будем говорить, так как это вообще не религия, там нет Бога. Это просто состояние, ради которого люди хотят что-то сделать сверхъестественного.

В нашей православной религии есть Бог, ради которого всё это надо делать. Если человек уходит от мирской жизни не по любви к Богу, а по причинам земным, такие как состояние здоровья, неприятности в семье, скорби разные, -  это будет плохой подвижник. Подвижник должен брать подвиг только в одном случае на себя - ради Бога. Нам сейчас это очень трудно понять. Нам сейчас страшнее всего в ад попасть или мы всё больше хотим в рай попасть. То есть мы смещаем акценты неправильно. Мы не ставим во главу угла быть с Богом. Вот в чем проблема.

Одна юродивая средневековая ходила по городам с факелом в одной руке и сосудом воды в другой и ей говорили зачем ты днём с огнём ходишь? Она говорила, что ищет рай, чтобы сжечь его, а воду для того, чтоб найти ад и залить его водой. Говорила, почему вы живёте религиозной жизнью, боясь лишь ада или хотя попасть в рай, - это неправильная духовная жизнь. Блаженный Августин говорил: «Господи, Ты создал человека для себя и мучается он до тех пор, пока не обрящет Тебя». Здесь ответ, что человеческий дух, мысль как бы не суетилась в этом мире, но пока человек не найдёт Бога, -  всё это суета в его жизни.

Если человек начинает поститься, молиться