Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Проповедь отца Сергия в неделю о слепом

Сегодняшнее Евангельское чтение повествует нам о некоем слепом человеке, который сидел у ворот Иерусалима и просил подаяние. Он был слеп от рождения и не имел другого способа прожить. Однажды у этих ворот проходил Господь наш Иисус Христос со своими учениками и они спросили Его: почему этот человек слепой? Для израильского народа, строго почитавшего Ветхий Завет, было ясно, что болезнь бывает вызвана несколькими причинами. Или человек сам впал в какой-либо грех и за это бывает наказан Богом; или согрешили родители его, а больной несет бремя воздаяния. Напомню, что израильтяне жили во времена Ветхого Завета, но и сейчас встречаются люди с такимже ветхозаветным мышлением. Видя, что кто-то плохо живет или болеет, начинают его осуждать, говоря, что это его Бог наказал за такие-то прегрешения. И в те времена люди осуждали слепого: раз слепой, значит сам виноват, значит грешил, или он или родители его. Это есть осуждение ближнего. Поэтому Господь особо останавливается на этом слепце,чтобы показать, что не всегда есть какая-то знакомая нам причина. Когда ученики спрашивают: за что он несет такой крест? Господь отвечает: "не согрешил ни он, ни родители его, но это для того, чтобы на нем явились дела Божии." Т.е. есть причины, которые нашему ничтожному, маленькому, человеческому уму непостижимы. У Бога, который промышляет об этом мире, есть свои причины для разных ситуаций. И постичь Бога - нам невозможно. Невозможно, потому что во грехах мы все рождены и живем.
                    В Евангелии мы видим, что Господь исцеляет больных разными способами: или прикосновением риз; или, вообще, на расстоянии, только словом Своим. Но, в данном случае, Евангелие описывает целый процесс исцеления слепого. Господь плюнул на землю, сделал брение из плюновения, помазал брением глаза слепому, потом сказал ему: пойди, умойся в купальне Силоам и будешь зрячим. Кто ездил в Иерусалим, тот помнит, что Силоамская купель находится за городом и до нее еще надо дойти. Мы оттуда воду даже набирали. Зачем Господь так поступает? Многие сектанты, протестанты говорят, что Бог в душе, а значит делать ничего не надо. Раз мы верим, значит мы уже спасены. Но Сам Христос в храм ходил и все соблюдал. И слепому дает определенный труд, чтобы получить здравие; он верит в свое исцеление и трудится. У каждого человека свой труд. Некоторым достаточно и одного раза для вразумления, а другим и сорок раз скажи - не понимают.
                   Слепой пошел в купальню, умылся и вернулся зрячим. Мы не можем представить себе радость человека, который всю жизнь провел во тьме, никогда ничего не видел