Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Пасхальная проповедь настоятеля

Христос Воскресе!

В сегодняшнем огласительном слове св.Иоанна Златоустого объясняется сошествие Господне во ад. Дьявол ополчился на Христа, он знал кто такой Христос. И вот Господь входит во ад, как человек. Дьяволу казалось в эту секунду, что он победил, что он все сделал для того, чтобы как можно больше унизить Бога. Дьявол сделал так, что один из учеников предал Христа, фарисеи позавидовали слову Его. Внушил всем, что надо было внушить. Он это делать умеет. Он и нам внушает сделать то, что сами мы никогда бы и не сделали. Настал час когда дьявол должен был, казалось бы, восторжествовать. Все сделано. Христос – Сын Божий, оказался прибитым ко кресту. Казалось бы, вот момент победы. И скоро этот человек, Иисус Христос, пойдет как и все люди, к нему во чрево адово. Но одного не предусмотрел сатана, что Христос в себе соединил не только человеческое естество, но и божественное. А Бог не имеет греха. Бог всесовершен, Бог всевидящь, всемогущь. Для Бога нет ничего невозможного. Бог – он все. И в этом человеке, Иисусе Христе, был Бог. Когда Он спустился в ад, тут же обнаружилось, что сущность у Него не только человеческая, но и божественная. И здесь наступил крах ада. Подобно тому, как в темной комнате без окон, без дверей, без света, если внезапно включить яркую лампочку, то каждый уголок озаряется светом. Примерно так же все происходило в том духовном мире, когда сама чистота, безгрешность вошла в само зло, в саму черноту и злобу. И ад, конечно, не выдержал этого Света.

Поэтому в огласительном слове св. Иоанн Златоуст восклицает:" Где твоя, аде, победа? Где твое, смерте, жало?" Воскресе Христос и пали демоны. Этот момент и обрисовывает слово св. Иоанна Златоуста. Он показывает торжество веры, торжество Бога над адом, торжество Истины над ложью, торжество православия. Христос открывает двери ада изнутри, и оттуда выходят ветхозаветные праведники. В Евангелии об этом очень кратко повествуется. Жители Иерусалима вдруг увидели оживщих праведников на улицах города. Это, братья и сестры, торжество веры. И св.Иоанн Златоуст призывает это праздновать. Праздновать как можно более глубоко, всей своей душою, всем своим помыслом. Все житейское отложить и всю свою жизнь посвятить торжеству веры Пасхи Христовой.

Беря примеры из притч, Златоуст призывает возрадоваться как блудный сын, который вернулся к своему отцу.