Видеотрансляция богослужений

Доброе слово

Не возвеличивай себя прежде искушения, потому что постигшее искушение нередко пристыживает с виду стоявших твердо. Преподобный Ефрем Сирин

Ты живи проще – как малое дитя. Господь такой любвеобильный, что ты и представить себе не можешь. Хотя мы и грешные, все равно иди к Господу и проси прощения. Только не унывай – будь как ребенок. Господь все равно ждет нас, когда мы к Нему придем с покаянием!

Схиархимандрит Агапий (Агапов)

Мы - апостолы, Апостолы - не мы?

В чём разница между нами и апостолами? Евангелие — о нас или не о нас? Кому это решать? Размышляет священник Сергий Круглов.

В один из дней, предшествовавших празднику апостолов Петра и Павла, служил я Литургию. И читалось за этой Литургией зачало из 10 главы Евангелия от Матфея. Прихожане, как всегда, слушали чтение благоговейно, преклонив головы, стоя смирно — так уж положено, когда Евангелие читают.


О чем эта глава?
Вот набрал Иисус себе 12 учеников — обычное явление для того времени, всякий бродячий раввин или толкователь Торы старался набрать себе учеников, двенадцать — ритуальное число, в начале главы перечисляются их имена. У учеников было много обязанностей, одна из них — распространять учение своего учителя. Вот с заданием распространять весть о том, что Царство Божие — тот порядок, когда надо всем властвует Бог и Его законы — уже тут, уже приблизилось, Иисус и отправляет учеников в города и веси Израиля. И вся глава — наставление ученикам, как им себя вести и что делать во время своей миссии — возвещения Царства.
Первый вывод, который отсюда следует, таков. Вот мы часто в богословских прях и приходских спорах цитируем всякие места из этой главы, любимое занятие — фехтовать цитатами, вырванными из контекста. То утешаем себя, что абсолютно всё по воле Божией происходит в нашей жизни, мы мол, лучше пары воробьев, и без воли Божьей у нас волос с головы не упадет, то стращаем друг друга, что нам надо возненавидеть отца и мать и всех близких ради веры и Церкви (и так нередко и поступаем), то подначиваем друг друга: а, ты верующий? А можешь больных исцелять и бесов изгонять, как вот тут сказано? Не можешь — значит, неверующий, все из-за грехов твоих!..
А ведь напрасно мы цитируем эти и прочие места десятой главы. Потому что всё, что в ней сказано, относится не ко всем вообще людям, а только к апостолам, к ученикам.
В главе ни слова не говорится о нашей любимой теме — о грехах и спасении  (как недавно сказал один знакомый, «мы, прихожане, не столько христоцентричны, сколько грехоцентричны», и в горькой этой шутке есть доля правды…). «Как это?!« — воскликнет кто-то. А вот же сказано: будьте мудры, как змии, и безгрешны, как голуби!
Нет, там не сказано «безгрешны», там сказано именно «бесхитростны» в своей вести. О грехах и покаянии — общечеловеческом — в главе не говорится. Предполагается, что всё это для учеников — давно пройденный этап, и они, в отличие от нас, не зацикливаются на своих грехах и не превращают свою жизнь в вечный психоанализ, потому что давно оставили грехи в прошлом, а живут позитивным смыслом, творческой задачей: помогать Учителю в приведении в мир Царства