Доброе слово

Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий

Что такое Литургия Преждеосвященных Даров

Из всех богослужебных правил Великого Поста, наиболее важно понять одно. Это правило — запрещение совершения Божественной Литургии от понедельника до пятницы включительно. Есть только одно исключение: кроме как если праздник Благовещения (7 апреля) случится в один из этих дней. Однако по средам и пятницам совершается особое богослужение - Литургия Преждеосвященных Даров, за которой можно причащаться.

Значение этого правила было настолько забыто, особенно там, где долгое время было католическое влияние, что его просто перестали соблюдать. В таких приходах на протяжении всего Великого Поста продолжают служить «заказные» или заупокойные литургии. Но даже там, где это правило соблюдается формально, редко, кто старается понять его духовное значение, понять внутреннюю «логику» Поста. Поэтому мы считаем важным объяснить более подробно смысл этого правила, которое относится только к Великому Посту, но освящает все богослужебное предание Православия.

Основной принцип православного богослужения заключается в несовместимости совершения Евхаристии (пресуществления хлеба и вина в Тело и Кровь Христову) с постом. В этом православная традиция сильно отличается от католичества. В Православии совершение Евхаристии всегда(!) — праздник и радость. Это прежде всего таинство явления воскресшего Христа. В Церкви — это вечный источник «опытного» познания Воскресения. Никто не видел само Воскресение Спасителя, но ученики поверили в Него потому, что они видели воскресшего Господа, явившегося им при закрытых дверях. Он явился им и участвовал с ними в трапезе. Евхаристия пребывает все тем же явлением и присутствием, той же радостью и «горением сердец», что Воскресший Господь явил Себя в «преломлении хлеба». Во время Тайной Вечери Христос, Сам сказал Своим ученикам, что Он завещал им Царство так, чтобы они могли «есть и пить за трапезой в Его Царстве». Причастие — «пища бессмертия», «небесный хлеб», и мы, приближаясь к Святой Трапезе, действительно возносимся на небо. Таким образом, Евхаристия — Праздник Церкви, радость о присутствии Христа, предвкушение вечной радости в Царствии Божием. Каждый раз, когда Церковь совершает Евхаристию, она — на небе, в своем небесном отечестве; она восходит туда, куда Христос вознесся.

Теперь становится понятным, почему Евхаристия несовместима с постом, потому что, как мы увидим ниже, когда мы постимся, мы изображаемся Церковью, пока только как странники на пути к Царствию Небесному. Но почему же тогда, в дни поста все же допускают к Причастию за литургией Преждеосвященных Даров?

Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны знать вторую суть православного понимания Причастия. Кроме величайшей радости жизни во Христе, Причастие это еще и начало нашего духовного подвига против зла и всех ухищрений «князя мира сего». А так как Великий Пост и воздержание означают усиление этой борьбы, то именно в это время нам нужна помощь и сила Божественного Огня.

Отсюда необходимость особого великопостного Причастия Преждеосвященными Дарами, т. е. Дарами, освященными в предшествующее воскресение и хранящимися на престоле в алтаре для причащения в среду и пятницу. Первая и главная характеристика Литургии Преждеосвященных Даров — это Причащение после вечерни.

Евхаристия всегда в чине Богослужений является венцом торжества, исполнением ожидания верующих, и потому час ее совершения соотносителен с постом, приготовляющим к ней. По церковному уставу, по средам и пятницам Великого Поста полагается полное воздержание от пищи до захода солнца. Поэтому именно эти дни выбраны для Причащения, которое и является главным оружием в великопостной духовной борьбе. Эти дни особенно напряженного физического и духовного подвига освящены ожиданием Причащения Тела и Крови Христовых, и это ожидание поддерживает нас в нашем подвиге, как духовном, так и физическом.

Историческая справка: В первые века христианства существовал обычай раздавать после воскресной Литургии Святые Дары верующим для того, чтобы, унося их к себе домой, они могли ежедневно причащаться. Общая, радостная Евхаристия воскресного дня, таким образом, продолжалась в течение всей жизни. Однако обычай этот прекратился, когда увеличилось число членов Церкви, когда христианство распространилось, и неизбежно понизился уровень духовной жизни, которой отличались первые христиане, и церковным властям пришлось принять меры, в предостережение возможного злоупотребления Святыми Дарами. На Западе это повело к причащению за ежедневной литургией — это отличительная черта западной традиции, переставшей быть праздником Церкви. На Востоке, наоборот, основное радостное понимание Евхаристии никогда не изменялось. И даже в настоящее время Божественная Литургия не является одной из служб суточного круга. Совершение Литургии — всегда праздник, и день, когда она совершается, всегда приобретает духовное значение воскресного дня. Таким образом, когда ежедневное домашнее причащение было прекращено, его не заменили на Востоке ежедневным совершением Евхаристии, а возник новый вид причащения — Святыми Дарами, освященными в воскресенье, за праздничным совершением Литургии.

Подбор материала и редактирование Анна Ушацкая

По материалам www.pravoslavie.ru   ;   www.pravmir.ru   ;   www.azbyka.ru
Изображение: Совершение  Литургии Преждеосвященных Даров Патриархом Кириллом
Источник yandex.картинки