Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Церковь Спаса Нерукотворного образа в селе Спасском-Кощеево.

 

   Исторические данные о селе Кощеево можно встретить в книге К. В Кистера «Село Спасское-Кощеево Московской губернии Дмитровского уезда с кратким описанием церкви Спаса Нерукотворного Образа», изданную в 1903 году.  Кощеево известно с первой половины 17 века. Эта была «пустошь», находящаяся в Московском уезде, Бохова стана, принадлежащего Федору Тимофеевичу Племянникову, а в последствие его сыну Григорию Андреевичу Племянникову, стольнику, члену Петровской думы.» В документах 1704 года упомянается о сельце Кощейково (двор вотчинников и двор скотный в 3 человека) и деревня Кощеево (8 крестьянских дворов в 27 человек). Слово «Сельцо» предполагает наличие деревянного храма. Исторических данных об этом храме не сохранилось. В начале 18 века в селе произошел пожар или мор, что привело к исчезновению деревни.
   ..В исторических материалах о церквях и селах 16-18 столетий издания Императорского Общества Истории и Древностей Российских, между прочим, упоминается следующее высказывание о данной церкви: Спасская церковь каменная построена в 1707 году. Причем, о строительстве церкви говорится как о повторном. Храм строится в честь Образа Спаса Нерукотворного, с пределом Феодоровской иконы Божией Матери. Церковь Спаса Нерукотворного образа имеет два предела: правый во имя Казанской Божией Матери и левый во имя Феодоровской Божией матери. Есть несколько напрестольных крестов с частицами мощей Василия Великого. Григория Двоеслова и некоторые другие. Священником назначается Михаил Иванов. По храму село начинает именоваться Спасское-Кощеево.
   В связи с постройкой храма уместно вспомнить случай чудесного исцеления Григория Андреевича, от иконы Владимирской Божией Матери, описанный в книге Е. Поселянина «Богоматерь. Чудотворные иконы». В начале 18 века от нее (т. е. Владимирской иконы) получил исцеление Стольник Григорий Андреевич Племянников. По царскому указу он осматривал низовье города и возвращался через Владимир в Москву. На пути он внезапно занемог и притом, так тяжко, что, вынужден был остановиться во Владимире для излечения болезни. Однако человеческие средства не оказали ему ни какой помощи. Тогда стольник возложил всю надежду на Бога и Его всесильную помощь. Так как он уже не мог говорить вследствие великой слабости, то объяснил своей супруге знаками свое желание, чтобы она подняла в его дом Владимирскую икону божией матери. Едва только икона была внесена в дом, как Племянников почувствовал себя настолько сильным, что сам, без посторонней помощи, поднялся с пастели. Он усердно начал молиться во время молебна. А когда выпил освященной воды, то тотчас же стал говорить. Сперва говорил с затруднениями, а потом, совершенно хорошо. В последствие Племянников сделал в Успенском соборе (во Владимире) значительные поправки на собственные средства и приложил большой серебряный ковш, внутри которого по его приказанию была вычеканина следующая надпись: «1708 год 15 января сей ковш, дал вкладу во Владимир в соборную Пречистыя Богородицы Церковь, Григорий Андреевич Племянников, по обещанию своему за совершившееся чудо цельбы от Бога, предстательством Богоматери и святых, Владимирских чудотворцев, от смертных врат на живот возвращение.»
   Церковь Спаса Нерукотворного образа построена при императоре Петре I. Затем исчерпывается все, касающееся дальнейшей участи означенного села и церкви. Вновь она построена и освящена в 1880 году... Новая церковь описывается как однокупольная усадебная церковь эклектичных форм, выстроенная на средства графа А. Е. Комаровского, возможно, на основе старого каменного храма 1707. Боковые приделы Феодоровской Богоматери и Казанской Богоматери. Была приписана к церкви в Братовщине. Сломана не позже 1930-х. В документах 19 века о церкви упоминается следующее: «В виду того, что ныне село Спасское приписано к селу Братошино (нынешняя Братовщина), служба воскресная в означенной церкви совершается священником церкви села Братовщина, через два воскресенья, на третье и по двунадесятым праздникам в летнее время......"  В 19 веке имение Спасское принадлежало графу Комаровскому и от него перешло во владение генерала Аполлона Александровича Майкова, который занимал усадьбу рядом с церковью. Около церкви находится роскошный липовый парк и до десяти каменных и деревянных дач, разбросанных живописно по парку и ежегодно переполненных дачниками из Москвы, так, что эта местность стала одной из лучших дачных местностей Московско-Ярославской железной дороги. В полуверсте от села устроена платформа «Спасская», соединенная с парком и дачами густой аллеею для пешеходов. Там же близ церкви луга, сплошь покрыты цветами, и тут же расстилается большой пруд. Станция и село Спасское отстоит от Москвы на 37 верстах, 1 и ¼ часа езды по железной дороге. В семи верстах от станции Пушкино и в 3 ½ верстах от станции села Братовщина. Вся местность окружена лесом и очень красива...»

   
    В статье использованы материалы книги К. В Кистера «Село Спасское-Кощеево Московской губернии Дмитровского уезда с кратким описанием церкви Спаса Нерукотворного Образа» //Москва 1903 год.
Использованы материалы православных газет "У тропы Сергия" №4, 5 за 2002 год и "Подсолнух" №1 за 2007 год, а также материалы сайта www.temples.ru
    Схема расположения памятного креста в Кощейково: