Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
Святой Афон - единственная в мире православная монашеская республика с тысячелетней историей, с исключительно мужским населением. Она находится на территории третьего «пальца» Халкидик, на 80 с лишним километров вдающегося в море.
Сегодня на Святом Афоне действуют 20 монастырей, в том числе один русский, один болгарский и один сербский. Во времена же своей славы Святой Афон включал 180 православных монастырей. Первые монашеские скиты появились здесь еще в VIII веке н.э., а статус автономии под покровительством Византийской империи республика получила в 972 году. Через несколько столетий Византия потеряла былую силу напором крестоносцев с одной стороны и тюркских племен с другой… Афону пришлось существовать самостоятельно, терпеть гонения со стороны папства, платить подати завоевателям региона. В результате «выжили» всего 25 монастырей. Лишь к середине ХIХ века, после провозглашения независимости Греции, для Святой Горы наступили мирные времена.
Русские монахи появились здесь еще во времена крестителя Руси св. равноапостольного князя Владимира, а русская обитель на месте нынешнего Пантелеимонова монастыря была основана в конце XVIII столетия. Монастырь, который когда-то населяли 3 тысячи монахов (сегодня всего 40), хранит главу св. великомученика Пантелеимона, многочисленные святые мощи, чудотворные иконы, бесценные книги и рукописи.
Невозможно описать Святой Афон привычными категориями… Представьте себе самую прекрасную природу, одновременно горную, равнинную и приморскую. Представьте самую богатую сокровищницу византийского наследия, поражающую не только специалистов. Представьте место настолько намоленное и святое, что все сложные вопросы вдруг становятся понятными, а жизнь – ясной и легкой. Представьте – и обязательно постарайтесь увидеть его.
Для посещения Святого Афона мужчины могут получить специальное разрешение – «диамонитирион», женщины же, ввиду существующего издревле запрета, могут приобщиться к Афонской святыне только издалека, совершив плавание вокруг афонского полуострова.
Теплоходы, отправляющиеся из города Урануполис, плывут у юго-западного побережья полуострова, на расстоянии, достаточном, чтобы рассмотреть монастыри, и в том числе знаменитый русский монастырь Св. Пантелеимона.
Афонская монашеская республика юрисдикционно принадлежит Вселенскому Патриархату. Несмотря на это, она имеет фактически полную административную независимость от Константинопольского трона и строго хранит свою внутреннюю самостоятельность. Патриаршую власть на Афоне представляет викарный епископ.
Поскольку Святая Гора входит в состав Греческой Республики, она имеет особого представителя от государства. Верховным органом самоуправления Святой Горы является Священный Кинот, состоящий из представителей всех 20-ти монастырей Афона, которые каждый год избираются своими монастырями.
Исполнительную власть Афона представляет Священная Эпистасия, состав которой меняется каждый год – первого июня. Все монастыри делятся на пять групп – в каждой группе по четыре монастыря.
В первую группу входят: Великая Лавра, Дохиар, Ксенофнт, Эсфигмен.
Во вторую: Ватопед, Кутлумуш, Каракалл, Ставроникита.
В третью: Иверский, Пантократор, Филофей, Симонопетра.
В четвертую: Хиландар, Ксиропотам, святого Павла, Григориат.
В пятую: Дионисиат, Зограф, святого Пантелеимона, Констамонит.
Каждый год одна из групп составляет Священную Эпистасию. Представитель первого монастыря каждой группы является председателем Эпистасии.
Все монастыри Святой Горы к настоящему времени являются общежительными. Всего на Афоне проживает ок. 1500 монахов, включая келлиотов и скитских насельников.
Кроме монастырей и скитов, на Афоне функционирует богословское училище – так называемая “Афониада”, основанная в 1749 году. С 1953-го года она расположена в Карее.
Афонские монастыри имеют несколько подворий за пределами Святой Горы. Самое известное из них – женский монастырь Ормилия, являющийся подворьем обители Симонопетра. Здесь подвизается свыше ста монахинь. Игуменья монастыря монахиня Никодима. Адрес: 63071, Ormylia Chalkidikis. Тел. (30-371) 41278.
Помимо больших общежительных монастырей (Киновий), на Святой Горе находится большое количество скитов, которые принадлежат разным монастырям. Скитами называются небольшие обители, состоящие из келий. Они похожи на маленькие села, в центре которых вместо традиционной площади находится центральный храм, который называется Кириакон, или Воскресный (поскольку каждое воскресенье в этом храме собираются аскеты для богослужения).
Кельи – это небольшие строения, в которых живут два-три монаха. В каждой из келий, есть своя небольшая церквушка, часто пристроенная к самой келье (такие строения называют каливами). Монах, живущий в скиту, должен сам обеспечивать себя всем необходимым для жизни, обрабатывая участок земли с огородом, виноградником и оливковыми деревьями, а также производя небольшие изделия ручной работы (бусы, аналой, резьба по дереву, ладан). Всю неделю монахи едят и молятся в уединении, за исключением Воскресенья, когда вся братия собирается вместе на литургию в центральном храме, а затем для совместного принятия пищи. В некоторых скитах создаются братства иконописцев и серебряных дел мастеров, которые и по сей день являются продолжателями богатых монастырских художественных традиций, которые связаны с именем старца – основоположника этих ремесел (Иосафейские и Данииловские традиции). Единственный скит, который, на сегодняшний день, может оказать гостеприимный прием посетителям – это скит Святой Анны. Во все прочие скиты можно попасть только при условии наличия знакомых в них или попробовав позвонить предварительно по телефону и объяснив причину вашего посещения: возможно, вас согласятся принять.
На Святой Горе вы увидите большое количество келий, которые принадлежат различным монастырям. Келья (иначе - дом) – это старая постройка с пристроенной церквушкой и различными хозяйственными территориями. Там живут обычно 2 монаха, один из которых - старец, а второй - послушник. Когда старец умирает, послушник наследует келью и все имущество усопшего монаха.
Монахи самостоятельно находят пути к обеспечению себя всем необходимым, обрабатывая небольшие клочки земли и производя изделия ручной работы. Поскольку они - отшельники, а не монахи в Киновии, только они сами ответственны за выполнение своих монашеских обязанностей (молитвы, каноны, литургии, посты и т.п). В стародавние времена монахи в кельях были совершенно истощенными и бедными аскетами, которые ежедневно приезжали на осликах в Карею для обмена скромных произведений своего ручного труда на небольшое количество продуктов, а затем возвращались к уединению и молитвам. Сегодня же ситуация изменилась. Некоторые монахи, живущие в кельях, превратились, возможно, с божьей помощью, в довольно предприимчивых людей, наживая имущество усердной работой по перевозке паломников и в других прибыльных делах. Конечно, это неизбежно приводит к тому, что ритм монашеской жизни теряет свою строгость и становится более расслабленным, и многие живущие в монастырях считают что «некоторые братья избегают своих обязанностей».
Строгое келейное монашество, во всяком случае, до сих пор существует в более южной части полуострова, в дикой и обрывистой части Афона. Сюда не доходят ни плохие думы, ни дороги, ни посетители. Здесь живут, укрывшись в обрывистых пещерах, последние истинные отшельники. Живут как затворники, отрекаясь полностью от человеческой природы своей, стараясь в беспрерывной молитве и скудной пище, которую им отправляют другие монахи, приблизиться к Любви Бога, надеяться и ждать с волнением будущего рая, который оплачивается ценой невероятно трудной жизни.
В тот момент, когда мирской человек решает сменить привычную одежду на монашескую рясу, жизнь его превращается в путь, по которому шаг за шагом он старается приблизиться к Богу.
Между тем пути эти могут быть разнообразными. За тысячи лет существования монастырского Афона, организация монашеской жизни приобрела различные формы.
Сегодня на Афоне помимо двадцати крупных общежительных монастырей, существуют также скиты, кельи, а также несколько отшельников.
До недавнего времени некоторые большие монастыри практиковали еще и штатную форму хозяйствования, которая предусматривала помимо общественных доходов и общественной собственности наличие собственных доходов монахов и частной собственности. За порядком в этих монастырях наблюдали не игумены, а настоятели. Перейти к такому хозяйственному устройству большинство афонских монастырей вынудило их бедственное экономическое положение во времена турецкой оккупации.
Сегодня ни один афонский монастырь не сохранил этой традиции. Последним от такой практики отказался Монастырь Пантократорос, ставший общежительным в 1992 году.
Традиционно наибольший интерес у паломников Святой Горы вызывают крупные общежительные монастыри, поэтому дальнейший наш рассказ пойдет именно о них.
Итак, в путь.
По приезде в монастырь вы направляетесь в монастырскую гостиницу (архондарИки), организованную специально для принятия паломников со всего света. Убранство такой гостиницы полностью соответствует убранству самого монастыря: простые, чистые и одновременно уютные комнаты.
В архондарики вас встречает гостиничный или архондАрис - монах, на которого возложена эта обязанность (обычно на один год). Он проверяет законность вашего пребывания на Афоне (наличие разрешения - диамонитИрио) и записывает вас в книгу паломников.
В больших монастырях, таких как Ватопед, гостиничный же помогает составить программу путешествия по Афону вплоть до момента отъезда, угощает вас стаканчиком ароматного афонского тсипуро, вкуснейшим лукумом и прохладной водой.
Вам во что бы то ни стало нужно попробовать монастырское тсипуро, поскольку именно с него начинается первое знакомство с любым афонским монастырем. Тсипуро изготавливается из чистейшего сока винограда, выращенного в этом монастыре, смешанного с ароматными растениями, которые меняются от монастыря к монастырю.
Архондарис покажет вам вашу комнату, которую в большинстве случаев вы будете делить с другими паломниками, число коих варьируется. Существуют как комнаты с двумя или тремя кроватями, так и с восемью или десятью.
От маленьких комнаток паломникам обычно выдают ключи, тогда как двери больших комнат практически всегда держатся открытыми.
Тем не менее, в обоих случаях необходимо помнить, что за ваши ценные вещи ответственность несете только вы сами, поэтому лучше иметь с собой какую-нибудь сумочку, чтобы не оставлять ценности в номере.
В комнатах нет ни туалетов, ни душа, однако, они всегда находятся где-то поблизости. Лишь номера VIP оборудованы вышеуказанными удобствами.
В ванных комнатах большинства монастырей отсутствуют зеркала и горячая вода, благодаря чему паломникам удается максимально почувствовать бытовую сторону монашеской жизни.
Исключение составляет монастырь Симонопетра, в ванных комнатах которого есть и горячая вода, и душевые кабинки. Кровати застелены чистыми одеялами и простынями, и около каждой есть пара мягких тапочек (которые напоминают даже самым уставшим паломникам о необходимости мыть перед сном ноги).
ВРЕМЯ НА АФОНЕ
После того как вы устроитесь в своей комнате, архондарис введет вас в курс порядков Монастыря, которым вы также должны будете подчиниться.
С этого момента вы становитесь настоящим официальным паломником и попадаете в пространство и время монастырского Афона.
Первое, о чем должен забыть попадающий в любой из афонских монастырей – это наручные часы. Абсолютное большинство общежительных монастырей продолжают жить по византийскому времени, и считают началом нового дня тот час, когда заходит солнце.
Монастырь Ивир, продолжая традиции, заложенные его грузинскими основателями, начинает новый день с восходом солнца, тогда как Монастырь Вартопед живет по тому же времени, что и остальной мир за пределами Святой Горы. Афон – единственное на планете место, где на одной географической долготе и широте утро наступает в разное время!
ОБЫЧНЫЙ МОНАСТЫРСКИЙ ДЕНЬ
В тот час, когда солнце садится, монахи удаляются в свои кельи, где немного отдыхают, после чего начинают чтения и молитвы.
При себе монахи всегда имеют четки –длинную шерстяную нить со многими узелками. Узелок за узелком повторяют они несчетное количество раз важнейшие молитвы всех православных аскетов: «Господи Иисусе Христе, помилуй мя...». Ночную молитву или канон монахи читают каждую ночь и каждую ночь они просят у Господа Бога помощи в борьбе с человеческими страстями и желаниями в поисках очищения.
Старые монахи называют ночную молитву «ареной», поскольку, как они говорят, каждую ночь в их маленьких и просто убранных комнатках молитвой ведутся сражения с темными силами. И чем ближе монах приближается к Господу Богу и добродетели, тем сильнее атака со стороны темных сил.
Монахи, повторяя несчетное количество раз одну и ту же молитву, выходят на некий метафизический уровень, где молитва повторяется с каждым дыханием. Каждый вдох - одна просьба. Так, все их существование становится одной сплошной молитвой сердца, с которой идут ко спасению и любви Господа Бога.
Примерно в два часа ночи (по светскому времени), один из монахов обходит монастырь и совершает обряд борьбы с темными силами, постукивая деревянным молоточком по таланту – деревянной доске, которую держит в руке.
Несколько позже ритмичные удары в треугольник-симандро, большую тяжелую доску, висящую отдельно на какой-либо стене, оповещают монахов о начале литургии.
Эти медленные удары приглашают монахов в центральный храм Монастыря, который называется всеобщим, и где начинается общая ночная молитва.
В тускло освещенном уголке, один из монахов-чтецов читает шепотом последование полуночи (ночную службу). Атмосфера невероятно впечатляющая: в приглушенном свете двух-трех лампад, освещающих древние настенные фрески (иконы), беззвучно появляются одетые в черное фигуры монахов, читающих молитвы.
После полуночной службы, священник открывает Царские Врата и накладывает «Благословение» на главный храм, где будут петь заутреннюю, Часы и в завершении Божественную литургию.
Монахи и паломники, опираясь на твердую церковную скамью, в сосредоточенно внимают мелодичным песнопениям монастырского хора, участники которого, разделенные на две половины поют, приклонив головы.
В теплом свете лампад, среди умиротворяющей атмосферы, которую создают пары афонского ладана, священник оглашает кающихся, угощает присутствующих просфорой и в завершении литургии раздает запивку в маленьких серебряных плошках.
Сразу по завершении Божественной литургии, обычно около 6 утра (по светскому времени) следует трапеза, то есть первый прием пищи в этот день. Трапезничают в специальном месте – трапезной, которая находится рядом с храмом. Трапезная украшена чудными фресками, в ней монахи сидят за большим столом, отдельно от паломников, с игуменом и иеромонахами (то есть монахами, которые являются священниками), сидящих во главе стола.
Монахи едят тихо, слушая чтеца – монаха, который обычно читает житие Святого, чей день отмечается сегодня.
Монахи едят мало, поскольку еда для них второстепенна и, конечно, никогда не едят ради удовольствия. Когда трапеза закончена, монахи удаляются на некоторое время, после чего идут на ежедневные их послушания, то есть на работы. На послушания идут все монахи, в том числе и игумен, поскольку общая работа является основополагающей в каждом общежительном монастыре.
Естественно, молодые монахи выполняют более тяжелые работы, тогда как монахи постарше заняты работой полегче. Около 3.30 пополудни талант приглашает монахов на вечернюю литургию, по окончании которой следует ужин в трапезной.
После ужина следуют вечерние песнопения, а когда садится солнце и тяжелые двери монастыря закрываются, монахи удаляются в свои кельи для того, чтобы предаться молитве. Сон занимает в монастырской жизни ровно такое же место, как и прием пищи: монахи спят столько, сколько нужно, чтобы не умереть и сохранить здравый рассудок. Однако потребность в сне, как и другие основные желания человека, для афонского монаха - лишь искушения и страсти, которые он старается победить своей молитвой во имя Господа Бога.
К такому строгому распорядку начинают приучать себя и паломники. Им также приходится подниматься с постели глубокой ночью для всенощной – и чтобы понять происходящее на Святой Горе, это действительно необходимо делать.
Всенощная служба – это, возможно, самый впечатляющий момент из всех, которые предстоит пережить каждому посетителю любого афонского монастыря. Несмотря на то, что вы несколько нарушите ход ваших биологических часов, но выспаться вам все же удастся, поскольку после семи часов вечера (по светскому времени), когда двери монастыря плотно закрываются и свет уменьшается до уровня лампады или керосиновой лампы, вы вполне можете пойти поспать, как и все остальные паломники.
Когда закончится всенощная, в тусклом полумраке утренней зари, с ощущением во рту вкуса просфоры из Священного хлеба, который благоухает землей и ароматным деревом, вы идете в трапезную.
По материалам сайта www.athos.ru