Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

ПРАЗДНИК СВЯТОЙ РУСИ

 Второе воскресенье по Пятидесятнице – это "Неделя Всех Святых, в земле Российской просиявших". Церковь прославляет сонм праведников и мучеников, как прославленных, так и ведомых одному лишь Богу. Это праздник всей Святой Руси.
Назидательна история праздника. Начиная с XVI столетия в нашей Церкви существовало празднование памяти "Всех Святых Новых Чудотворцев Российских". Совершалось оно 17 июля (по ст. ст.), т. е. на третий день памяти Крестителя Руси – св. князя Владимира. Традиционным автором службы считается инок Григорий из Суздальского Спасо-Евфимиевского монастыря (он составил ее текст, очевидно, в середине XVI в.). Известно два ее издания под названием «Служба всем российским чудотворцам» (Гродно и Супрасль, в одном и том же 1786 г.).
Но в центральной России этот праздник по каким-то причинам не получил распространения, был фактически забыт и не вошел в печатные Месяцесловы, а его текст не был издан. Очевидно, испытания, посылаемые Богом могущественной стране и государственной Церкви, многим казались преодолимыми своими силами. Лишь катастрофа 1917г. заставила всерьез обратиться к помощи Свыше.
Знаменательно, что инициатором воссоздания праздника выступил гениальный историк-востоковед проф. Петроградского университета (ныне СПбГУ) акад. Борис Александрович Тураев (†1920), сотрудник Богослужебного Отдела Священного Поместного Собора Православной Российской Церкви 1917-1918 годов. В своем докладе он особо отметил то обстоятельство, что «составленная в Великороссии служба нашла себе особенное распространение на периферии Русской Церкви, на западной ее окраине и даже за пределами ее в то время разделения России, когда особенно остро чувствовалась потеря национального и политического единства. <…> В наше скорбное время, когда единая Русь стала разорванной, когда нашим грешным поколением попраны плоды подвигов Святых, трудившихся и в пещерах Киева, и в Москве, и в Фиваиде Севера, и в Западной России над созданием единой Православной Русской Церкви, – представлялось бы благовременным восстановить этот забытый праздник, да напоминает он нам и нашим отторженным братиям из рода в род о Единой Православной Русской Церкви и да будет он малой данью нашего грешного поколения и малым искуплением нашего греха».
Священный Собор в заседании 13/26 августа 1918г., в день именин Святейшего патриарха Тихона, заслушал доклад Б. Тураева и, обсудив его, принял следующее постановление:
"1. Восстанавливается существовавшее в Русской Церкви празднование дня памяти Всех Святых Русских.
2. Празднование это совершается в первое воскресенье Петровского поста."

Собор предполагал, что этот праздник, имеющий для нас особое значение, должен стать как бы храмовым для всех православных церквей на Руси.
Таким образом, не случайно, что восстановлен (а фактически введен заново) этот праздник был в начале периода самых жестоких преследований христианства за всю его девятнадцативековую историю. Характерно, что и содержание его, как предлагал Б. Тураев, стало более универсальным: это уже не просто чествование русских святых, а торжество всей Святой Руси, не триумфальное, но покаянное, заставляющее нас оценить свое прошлое и извлечь из него уроки для созидания Церкви в новых условиях.

Составителями текстов службы стали сам Б. Тураев, член Собора и сотрудник его Богослужебной комиссии, и иером. Афанасий (Сахаров) (впоследствии епископ Ковровский, †1962; ныне причислен к лику святых как исповедник, память 15/28 октября). Первоначальный вариант службы был издан отдельной брошюрой в том же 1918 г. Позднее текст дополнялся; в работе принимали участие также митр. Сергий (Страгородский) (ему принадлежит тропарь), свящ. Сергий Дурылин и другие.
Первым храмом в честь Всех Российских Святых стала домовая церковь Петроградского университета. Ее настоятелем с 1920 до закрытия в 1924 году был священник Владимир Лозина-Лозинский, расстрелянный в 1937 году.

После прекращения прямых гонений на Церковь в 40-е годы XX в. текст службы был напечатан с цензурными искажениями, уничтожавшими все указания на новомучеников (по заданию советских властей эту "правку" ревностно выполнил инспектор ЛДА проф. Л. Н. Парийский). Лишь в 1995 г. была напечатана отдельной книгой "Служба Всем Святым, в земле Российской просиявшим". Хотя этот праздник фактически продолжает тему последнего торжества Цветной Триоди ("Всех Святых"), но дополнять эту греческую в своей основе книгу не стали. В 2002 г. текст службы Всем Российским Святым включили в Майскую Минею (ч. 3).

Собор Всех Святых в земле Российской просиявших

Тропарь: Якоже [как] плод красный [прекрасный, совершенный] Твоего спасительнаго сеяния, земля Российская приносит Ти, Господи, вся святыя, в той просиявшие. Тех молитвами в мире глубоце [глубоком] Церковь и страну нашу Богородицею [по ходатайству Богородицы] соблюди, Многомилостиве.

Кондак: Днесь лик [сонм, общее собрание] святых, в земли нашей Богу угодивших, предстоит в Церкви и невидимо за ны [о нас] молится Богу. Ангели с ним [с ликом] славословят, и вси святии Церкви Христовы ему спразднуют, о нас бо [ведь] молят вси купно Превечного Бога.

Апостольское чтение (рядовое)

Послание ап. Павла к Римлянам 2:10 – 16:

[Закон иудеев и совесть язычников]
[Братья,] слава же, и честь, и мир всякому, делающему добро: как сначала иудею, так и эллину! 11Ведь нет лицеприятия (пристрастности) у Бога! 12Те, кто беззаконно согрешили, беззаконно и погибнут; а те, кто под Законом согрешили, по Закону будут осуждены, 13потому что не слушатели Закона праведны у Бога, но исполнители Закона будут оправданы – 14ибо когда язычники, не имеющие Закона, делают по природе то, что предписывает Закон, то они, не имеющие Закона, сами себе закон: 15они показывают, что дело Закона написано в сердцах их;  о том же свидетельствуют их совесть и мысли, то обвиняющие, то оправдывающие одна другую – 16в тот день, когда будет Бог судить сокровенное [тайные помыслы и дела] людей по Благовозвещению (Евангелию) моему через Христа (Мессию) Иисуса.

Евангельское чтение (рядовое)

Евангелие от Матфея 4:18 – 23:

[Призвание первых апостолов]
[В то время,] проходя по берегу Галилейского моря, увидел Он [Иисус] двух братьев – Симона, по прозванию Петр, и его брата Андрея; они закидывали в море сеть, потому что были рыбаки. И Он говорит им:
«Идите за Мною, и Я сделаю из вас вас ловцов людей».
И они, тотчас же оставив свои сети, пошли за Ним. А Он, отойдя от того места, увидел двух других братьев – Иакова, сына  Зеведея, и его брата Иоанна; они сидели в лодке с отцом своим Зеведеем и чинили сети. И призвал Он их. И они, тотчас же оставив лодку и отца своего, пошли за Ним.
И ходил Он по всей Галилее, уча в местных синагогах,  проповедуя Благовестие (Евангелие) Царствия и исцеляя в народе всякую болезнь и всякую немощь.
 По материалам сайта http://azbyka.ru