Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Поездка в Лавру 5 сентября 2010 года. (Кудря Е. Н.)

Когда собираешься в поездку - каждый раз волнуешься. Поем "Царю Небесный", "Богородицу", "Отче наш" и все молитвы, которые мы знаем. Очень любят ребята петь "Царицу" и "Агне Парфене". А потом поют все песни, которые знают. Рассказываю о Лавре, что мол много людей приезжают сюда поклониться Св. Преподобному Сергию. Постепенно речь зашла и о том, чтобы своих друзей близких приглашать сюда приезжать. Вот попросим дядю Лёшу, чтобы вас привозил сюда. А ребята отвечают: "Мы когда вырастим, купим автобус "Икарус" и будем уже вас стариков возить на экскурсии". Как говорится: устами младенца глаголит истина. Дай Бог, чтобы именно так и было. Приехали, выстроились по парам. Замыкающими шли няньки и учитель. Перед выездом я напомнила, как нужно вести себя в святом месте. И дети вели себя на мой призыв достойно. Я с радостью наблюдала за ними. Так уж старались! Ну конечно, дети есть дети. Чуть пошалят побегают, им же нужно двигаться. Но, малейший взгляд на них и тут же какая то послушливость, если можно так сказать, какое то чувство значимости этого места видела я в глазах детей. Как будто их ангелы ограждали, покрывали своими крыльями любви. Мы двигались как бы под их покровом, оберегаемы и хранимы. Приложились к иконам Св. Преподобного Кирилла и Преподобной Марии. Помолились Св. Троице, чистыми светлыми глазами смотрели на Архангела Михаила и Гавриила. В детях постоянно чувствовался трепет, внутреннее благоговение. подошли к Троицкому собору. Людей много, очередь длинная. Обычно, народу, когда мы приезжали, было не так много. Но сегодня... И это грело душу. Тянутся люди к вере. Но как то нужно пройти к мощам. Одна моя знакомая, сестра во Христе, научила, нужно нужно помолившись спросить у батюшки благословение, чтобы провести детей без очереди. Так и поступила. Ребята остались стоять около храма, а я пошла. На мою просьбу батюшка-монах отправил меня к дежурному по храму. Иду, молюсь, т. к. первый раз нас как бы завернули. Подхожу к дежурному, а он говорит: "Спросите у людей в очереди." Тут я и решилась. Взяла детей за руки-ручейком и повела. Подошли к мощам, дети поднимались по ступенькам, становились на колени и прикладывались. И ни один в очереди ни слова не сказал, ни звука не издал, а наоборот пропустили нас с душевной теплотой. Слава Богу! Еще раз поклонились Преподобному Сергию и так же взялись за руки-ручейком, прошли вновь массу людей на улицу. Когда уходили, я сказала людям: "Спаси Господи!" Много народа было везде. Но как бы никто друг другу не мешал, все вместились под покров Троицы и Преподобного Сергия. И, я думаю, ещё и ещё множество людей вместило бы это святое место, т.к. у любви границ не бывает. После Троицкого собора пошли в Успенский. Надо сказать, в эту поездку мы поехали в день праздника "Успения Пресвятой Богородицы". И еще я заметила, получается что мы не загадывая всегда попадаем в Лавру в праздники, посвящённые Божьей Матери. Вот например в прошлом году это был день празднования иконы "Всецарицы". В красивом соборе благолепие и покой. Со стен и свода смотрят на нас святые, кругом иконы, великолепное паникадило. Весь дух, вся обстановка как то укрепляет и в то же время расслабляет. Человек настраивается на встречу с чем то родным, близким. Вошли мы в храм, проверяя их знания, спросила: "Куда же вначале мы подходим в храме?" Все дружно, без единой запинки, ответили правильно. Прикладываются к иконе и смиренно отходят в сторону. Я в это время подхожу к монаху, что за своеным лириком сидит и прошу просфор для детей 20 штук. И он бес прикословно дал нам их. А в прошлый раз мы уехали к концу службы, так монахи с такой радостью и умилением давали детям и запивочку и просфоры. И все это делалось с улыбкой, нежностью, в общем от всей души. Потом приложились к иконам. О каждой рассказала им вкратце. Очень понравились царские врата. А ещё мы приложились к мощам святых, потом я купила им по свечке и сказала: "Идите и поставьте туда, где вам больше всего по душе." Ребята тихонько, как мышки, упорхнули по храму. Кто то ставил "Казанской", кто то иконе "Иверская Божья Матерь", кто то к гробу Св. Преподобного Сергия, кто то к празднику. Дети интуитивно выбирают, где им более близко для души. Интересный момент был. В храме увидели индусов в чалмах, очень колоритно выглядели они. И необычно смотрелись в обстановке храма. А мы ведь по дороге к храму рассуждали, что мол в это святое место люди едут со всех концов земли. И Господь, в подтверждение наших рассуждений, показал нам, что это именно так. Затем по традиции мы пошли купить книжечки душеполезные, иконки. По дороге от храма стоят два монаха, разговаривают. У обоих чётки в руках. Поверх рясы одеты безрукавочки-душегреечки. Один такой строгий, по внешнему виду. Подхожу прошу" Батюшки, благословите детей Воскресной школы!" Разговор прервался, они как по команде повернулись к детям, и ребята стали по одному подходить к нашим земным Ангелам-монахам. И каждому у них нашлось слово ласковое, какая то шутка и все с любовью. Голоса их, как ручеёк журчащий каждому ребёнку доносили тепло и живительную силу благодати. Сколько радости в глазах детей я увидела! Нет, ни страха ни напряжённости, а именно радости и доверия к этим необычным людям. Спаси их Господи! В полном смысле мы отошли счастливые от батюшек. Я думала дети от этого тихого и в то же время ликующего состояния взлетят над землёй. Ну, а в магазинчике накупили всего и начали двигаться к автобусу. А вот и любимая нами трапезная. Покупаем там 20 пирожков с картошкой, 20 с капустой, 20 булочек. Люди терпеливо ждут. Продавец запыхался накладывать нам полные сумки. Пироги вкусные, а ведь они не пекутся без благословения. В автобусе пропели молитву перед едой и начался пир горой! Ребята как будто часов 12 не ели. Так вкусно и аппетитно жевали они эти пироги и булочки и запивали газировкой. И в конце нашей поездки самые смелые решили окунуться в светлые воды источника Саввы освящённого и Сергия Радонежского. Красивое это место, уединённое как будто и нет рядом города шумного. Спустились по ступенькам, прошли по деревянному полу под аркой моста, где гулко отдавались наши шаги. Вот и купель и церковка. Все деревянное, как сказочное. Цветы, источник, а над ними крест. Оля, я, Злата ждём своей очереди. Тамара набирает воды. Андрей с Колей лазиют по холмам. Источник в низине уютный, приятный взгляду, ухоженный. С нами ещё женщина молодая в очереди стоит. Вдруг видим какой то незнакомый батюшка со своими чадами подходит, и так полушутя говорит: "Кто последний?" Мы в ответ: "Мы!" А он: "Давайте быстренько окунайтесь три раза по три." Вот и все. Хочешь не хочешь, благословил. Вошли в купель. Вода ледяная. Женщина с придыханием начала окунаться, помолившись. Аж сердце зашлось! Но, что значит благословение, осилит она девять раз окунуться. Слава Богу! Вот и моя очередь. Запела я: "Бог Господь, явися нам, благослови грядый, во имя Господне!" Три раза по плечи окунулась, скулы свело, тело не поняло что это с ним делают, а потом как прорвало, шесть раз с головой как на финишной прямой. Вышла - все горит, но чувство торжества ни с чем не сравнимое! Все таки окунулась, Господь благословил! Потом и Оленька пошла. Сначала говорит, что мол не смогу, но "чудны дела твои Господи!" Осилила три раза окунуться. Набрали воды и пошли к автобусу. Тамара нас сфотографировала около креста и в цветнике. Когда подошли к автобусу, нас приветствовал весь наш народ. Поехали. Опять песнопения звучали всю дорогу. очень нравится всем кант "Ксения Блаженная". Федечка покачивал головой в такт мелодии, все ребята притихли, кто пел, а кто молча слушал о нашей славной святой Катюшке. В общем поездка удалась на славу. Даже в этих поездках укрепляются духом, вбирая в себя благодать святого места. И так постепенно от поездки к поездке меняются они, становятся чище, как бы немного задумчивей, немного взрослей, мудрей. Я смотрела на них в автобусе и благодарила Господа, что могу видеть эти прекрасные, чистые глаза, лица. Какая свежесть, какая красота в этих ребятах. И только молюсь: "Господи, спаси помилуй всех наших детей, благослови пути их!