Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

8 сентября Сретение Владимирской иконы Божией Матери

Почитание Владимирской иконы в XII–XX вв.
В описании изложенного в сказании XII в. чуда троекратного схождения Владимирской иконы со своего места в храме Вышгорода отражена идея составителей сказания о перенесении иконы в Северо-Вост. Русь по желанию Пресв. Богородицы. Это чудо свидетельствует так-же о том, что икона была выносной (запрестольной, с изначальным изображением на др. стороне). В Вышгороде у иконы еще не было имени; кн. Андрей не знал о ее чудесах. Прославление образа, совершавшего чудеса на пути из Киева, началось во Владимире по инициативе кн. Андрея и клира Успенского собора, пришедшего с князем из Вышгорода.

Существует предположение, что Владимирская икона была списком с чтимой константинопольской иконы из базилики при имп. дворце во Влахернах. О. Е. Этингоф полагает, что прославление Владимирской иконы на Руси было связано с почитанием Влахернской иконы Божией Матери (типа «Умиление»; см. ст. Влахерны) и культом влахернских Богородичных реликвий (Этингоф. С. 127–156). Согласно летописям и сказанию XII в., во Владимире икону носили в крестных ходах и омывали св. водой, получавшей целительную силу, что, как предполагает Этингоф, также связано с «ритуалами Влахернского святилища», где в «часовне источника» была мраморная статуя Богоматери, «из рук которой истекала вода» (Там же. С. 143). Омовение чудотворных икон, восходящее к чину омовения св. мощей и Нерукотворного образа Спасителя в Великий пост, на Руси XII в., вероятно, было соединено с чином малого освящения воды. Омовение Владимирской иконы заключалось в обтирании ее золотого оклада губкой, смоченной св. водой.

Читать  далее >>>>>