Видеотрансляция богослужений

Доброе слово

«Как только мы осознаем, что быть христианином – значит наследовать Царствие, значит, что я царь и священник (см.: 1 Пет. 2: 9), как мы можем говорить, что христианство – лишь одна из мировых религий?! Как мы можем сравнивать христианство с какой-то другой религией, изобретенной людьми? Христианство не придумано людьми. Это Откровение Божие и Царствие Божие».

Блаженный Старец Афанасий (Митилинеос)

26 ноября — память cвятителя Иоанна Златоуста, архиепископа Константинопольского

Вселенский учитель и святитель Иоанн Златоуст воссиял на духовном небосклоне в IV веке по Рождестве Христовом.

Святитель родился около 347 года в Антиохии, в богатой семье военачальника. Рано лишившись отца, он остался на руках у юной тогда матери, которая оказавшись в 20 лет вдовой, не стала более выходить замуж и отдала все силы воспитанию сына в правилах христианского благочестия.

Получив всестороннее образование и христианское воспитание, Иоанн поступает на службу в звании адвоката, однако вскоре решает всецело отдаться служению одному Богу и принять монашество. Уже в своем доме он начинает вести суровую воздержную жизнь. Вместе с друзьями — Максимом, Феодором (будущий епископ Мопсуестский) и Василием (будущий епископ Рафанский) — Иоанн углубленно изучает Священное Писание в богословской школе Диодора Тарсийского.

В 370 году святителем Мелетием Антиохийским Иоанн был назначен чтецом. Около 375 года, узнав, что за блестящие дарования его хотят поставить во епископы, он скрывается в монастыре, где в свое оправдание пишет знаменитые беседы о священстве как надмирном чине, посреднике между небом и землей. Четыре года он проводит в монашеских подвигах, а затем еще два года предается аскезе и богомыслию в уединенной пещере. В своих сочинениях к враждующим против монашества Иоанн со всем пылом боголюбивого сердца воспевает пустынное житие, в котором очищенная душа сладостно собеседует с Творцом. Сохранились свидетельства, что в это время у него открылся дар целительства и чудотворений. Но он все же вынужден был вернуться в Антиохию из-за болезни: чрезмерные подвиги изнурили его плоть.

В начале 381 года Иоанна рукополагают в диаконы. В этом сане он пребывает пять лет, будучи помощником епископа и занимаясь делами благотворительности. Пишет сочинения, среди которых — «Три слова к подвижнику Стагирию», укрепляющие в вере в спасительный Промысл Божий и в терпении скорбей.

В 386 году его посвящают в сан священника. По преданию во время рукоположения в храм влетел белый голубь и на глазах у всех сел на главу Иоанна — как символ Святого Духа и чистоты души.

12 лет его священства в Антиохии явились истинно проповедническим служением. Не менее раза в неделю проповедовал он слово Божие, объясняя Священное Писание. Но и забота о бедных, о вдовицах, о странниках и заключенных оставалась его любимым занятием. Уже через несколько лет при Антиохийской Церкви питались около трех тысяч вдов и дев.

Слава об Иоанне как о дивном пастыре, духоносном проповеднике и подвижнике скоро разнеслась по всем пределам империи. Послушать его приходили не только православные, но и ариане, иудеи и язычники. Его слово,