Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Что есть ИСТИНА? Опыт Церкви и святых отцов I Вселенского Собора

Сегодняшняя неделя посвящена святым отцам Первого Вселенского Собора, которые вырабатывали учение о природе Сына Бога. Мы знаем, что когда Христос вознесся на Небо и сел одесную Бога, на апостолов снизошел Святой Дух. Праздник этот именуется Пятидесятницей. И этот день традиционно считается Днем Рождения Церкви Христовой. Просвещенные благодатью Духа Святого, они пошли по всей вселенной проповедовать Евангелие.

Первый апостольский собор произошел в 51-ом году, когда назрело ряд актуальных вопросов, от успеха решения которых, зависела дальнейшая проповедь о Христе: обрезать ли язычников, нужно ли им вообще проповедовать или вера в Иисуса Христа как Мессию только для иудеев, когда и как служить литургию. Возглавлял этот собор апостол Иаков епископ Иерусалима.

Первый Вселенский Собор происходил в Константинополе в 325-ом году. По преданию на нём были такие великие мужи как Николай Чудотворец Спиридон Тримифунтский, Кирилл Александрийский и  другие святые мужи. Было много богословов и чудотворцев. Почему этот собор собрался? Дело в том, что прошло более трёхсот лет со времён Иисуса Христа, и накопилось очень много вопросов. Главный из них был о природе Иисуса Христа.

Произошла первая и глобальная ересь, существующая в том или ином виде до сих пор. Она заключалась в утверждении, что Иисус есть не Бог, а сверхчеловек или как бы мы сейчас сказали «супер-мен», но не вочеловечившийся Бог, Мессия. И поэтому была необходимость созвать всех патриархов тогдашних Церквей. Тогда выработалась первая часть Символа Веры, которую мы на каждой литургии поём и исповедуем своё убеждение.

Первым Символом Веры было заключение о признания Иисуса как Мессии, которого ждал народ Израиля, которого предсказали пророки, а не шарлатаны. Но как мы знаем из учения Евангельского, что Иисуса Христа никто не принял, никто не мог понять, что Мессия мог прийти, как обычный человек. Как раз на этом Вселенском Соборе вырабатывалось учение о том, что Иисус Христос является во всей своей полноте Богом и во всей своей полноте стал Человеком и в этой своей полноте человеческой природы вознёсся на небо и сел одесную Бога Отца. Так же был выработан догмат о Святой Троице, что это Отец, Сын и Святой Дух – Бог Троица, единосущная, нераздельная. Есть одно существо, но в трёх ипостасях или лицах. Троица пребывает сама в себе не слитно, неразлучно и нераздельно.

Вот эти догматы были приняты на Первом Вселенском Соборе. Так же было принято ряд решений по поводу Пасхи, когда и как служить, так как было очень много вопросов и все служили по-разному. Мы должны с вами понимать, что православное вероучение, которое вырабатывалось не один Вселенский Собор, а целых восемь столетий, оно для нас есть стержень и основа. Потому как в вере нужно обретать не обрядовость и утешения себя тем, что мы делаем что-то, как заведено и положено (к этому скатились старообрядцы), но следовать канонам и догматам. Канон – это есть нечто идеальное и совершенное, пример святости жизни, пример подвига ради Христа.

Конечно, мы будем гордецами, если возомним из себя духоносными руководителями, но подражать святости – это наше призвание. «Будьте святы, как Я свят», - говорит нам Господь. Это подтверждение, что святость – это нормальное состояние человека, а грех и порабощение страстям – это удел отвержение и Богооставленности. Догматы – это истина о познании Бога человеком, принятая на Семи Вселенских Соборах, это догматы о Троице. Если ты что-либо не принимаешь, толкуешь по-своему, значит – это еретичество. Догматы пребывают неизменно.

2000 лет  Церковь через учения, предания Святых Отцов, которые всецело посвятили себя Богу, передает нам свой опыт познания Бога и Истины. Мы должны уметь принимать то, чему учит нас Церковь в простоте сердечной, как говорил Христос "Будьте как дети". Мы знаем, что дети принимают всё в своей простоте, но не с высокоумием, которое доводит до страшных падений.  Как сказано в тропаре русским святым: "Русь святая, храни веру православную, в ней же тебе утверждение". Аминь. Храни всех Бог.

слово отца Сергия в воскресенье 1 июня 2014 г. на праздник памяти Святых Отцов Первого Вселенского Собора
проповедь расшифровал и отредактировал Михаил Яцола
записала и опубликовала Анна Ушацкая