Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Человек Нового Завета призван к святости! Слово отца Сергия

В воскресенье по рождестве Христовом мы вспоминаем Иосифа Обручника, Царя Давида и Иакова, брата Господня. Эти люди вошли в историю Ветхого и Нового завета как праведные. Иосиф Обручник по закону назывался мужем девы Марии, хотя таким по плоти не являлся. Он был Ее хранителем. Ему через царя Давида Сам Бог сказал, что от твоих чресел произойдёт избавитель Израилева. Это пророчество о рождении Христа.

О Иосифе нам известно очень мало. Знаем, что он был уже 80-ти летним старцем, когда ему была обручена Дева Мария. Когда Пресвятая Богородица стала совершеннолетней, по ветхозаветным правилам ей надо было выйти замуж, тогда женщина не имела права оставаться одна. И тогда при древнем Иерусалимском храме, где воспитывалась Пресвятая Дева, среди старцев был брошен жребий. В сосуд с водой каждый из них положил свой посох и началась молитва.  И когда пришли на следующее утро посох Иосифа расцвёл и все поняли, что он будет мужем Пресвятой Богородицы.

Также все старцы знали, что это будет служение Деве об избранничестве которой было уже многое известно. Сам Архангел Гавриил приносил Ей пищу небесную, когда Пресвятая Дева молилась в храме. Она одна единственная была удостоена молиться и пребывать в Святая Святых, куда входил только первосвященник да и то, только раз в году. Поэтому все старцы знали, что Она дала обет девства. Иосиф Обручник нес служение Пресвятой Богородице в течение всей своей оставшейся жизни. Он будучи стар и немощен без ропота нес тяжелое путешествие, когда нужно было бежать в Египет, чтобы скрыть Богомладенца. От своих тяжелых трудов плотнического дела он питал семью.

Последние упоминание о нём мы знаем из Нового Завета когда Христу было 12 лет. Они ходили в Иерусалимский храм. По преданию Иосиф умер, перед выходом Иисуса Христа на общественную проповедь.  

О Давиде царе мы знаем гораздо больше. Это величайший пророк и царь. Он был из простого рода, но промыслом Божиим, был помазан на Царство. Жизнь у него была трудная, с впадением в смертные грехи, но для нас он является примером глубочайшего покаяния.  Невиданного по глубине для ветхозаветного человека.

Царь Давид написал много Боговдохновенных псалмов и все они вошли в книгу Псалтирь, которая является частью Библии, Ветхого Завета.Почти все пророчества о пришествии в этот мир Миссии – Иисуса Христа – принадлежат именно Царю Давиду.

О Иакове брате Господнем, чью память также мы сегодня отмечаем, мы знаем, что он был сын Иосифа Обручника. Ибо Иосиф был вдовец, и его старшим сыном от этого брата был Иаков. Он всегда сопровождал своего престарелого отца, во всем помогал ему. Иаков видел всю жизнь девы Марии, видел чудеса, которые происходили на его глазах. Он был очень почитаем иудеями, был праведником.

После воскресения Господа нашего Иисуса Христа, Иаков уверовал и стал христианином. Таким же ревностным, как до этого был ревностным хранителем Закона. Иудеи  возненавидели его, потому как  благодаря Иакову  и его авторитету многие приходили ко Христу и принимали святое крещение, становились христианами.  Иаков первый написал Литургию, которую мы сейчас служим, только в сокращённом варианте.

Вот каких святых мы сегодня вспоминаем, все они ветхозаветные, но получили венец святости, благодаря вверению себя Господу Иисусу Христу. Все страсти порождаются грехами. То есть убийство – это смертный грех, но породить его может страсть гнева, в овладении которой человек может совершить убийство. 

Ветхозаветный человек ограничивался только в действии: Закон его удерживал, чтобы не совершить грех. Поэтому были такие тяжелейшие наказания: око за око, зуб за зуб, побивание камнями за совершение прелюбодеяния – то есть кара в обществе была жестокая, таким способом человек старался воздерживаться от греха в действии, но не в мыслях. Внутренний его человек так и оставался весь греховным, злым и черствым.

 А в Новом Завете Христос говорит, что грех это то, что исходит из сердца человека из его помыслов. И в Своих Заповедях Он научает в корне менять самих себя и в таком духе весь Новозаветный закон, который показывает, что человек должен себя внутренне переломать, измениться или хотя бы работать над собой в чувствах ибо наше чёрствое сердце нуждается в постоянном принуждении к добру в постоянном изменении себя и своего внутреннего мира и только после этого начнёт меняться наш внешний мир. И что бы исполнить Новозаветный закон его нужно изучать и знать.

Скоро будет открыта воскресная школа для взрослых, не поленитесь и посетите её, задайте свои вопросы. Храни всех Бог!

проповедь расшифровал и отредактировал Михаил Яцола
записала и опубликовала Анна Ушацкая