Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Храм в Кощейково. Возрождение и жизнь. Новый поворот событий.

Когда-то «белые платочки» спасли нашу веру. Так называли женщин, которые в годы большевистского террора и гонений на Церковь не оставили своего христианского служения, под страхом репрессий и даже смерти выносили и прятали у себя иконы из разоряемых  храмов, крестили и причащали внуков.  Почти современницы, это наши жены-мироносицы – боялись, но все равно шли за Христом. Многие из них засвидетельствовали свою веру мученической смертью в лагерях, не говоря уже о добровольном несении креста непонимания и насмешек общества.

Сегодня гонений нет, но веру православную снова надо спасать – от поглотившей всех нас идеологии потребительства и неутоляемой жажды земных благ. И опять «белые платочки» своим примером показывают, ЧТО действительно ценно и за что надо бороться. Начало возрождения православной жизни  в Кощейково похоже на множество подобных историй по всей России, когда местные жители решают возобновить когда-то стоявший здесь храм.

Согласно краеведческим материалам, храм в деревне Кощейково стоял с глубокой древности, с начала XVIII века. Правда, это был приусадебный храм, а не отдельно стоящее здание, и  находился он  в ансамбле имения генерала Аполлона Майкова. Местечко поэтому и называли Майково-Кощейково, потом – Спасское-Кощейково по названию храма, освященного в честь образа Спаса Нерукотворного.  Спасской называлась также железнодорожная станция, переименованная в советские годы в Зеленоградскую.

Усадьба и храм располагались на берегу тогда еще многоводной реки Скалбы. К началу XX века имение Майкова было поделено, на обширных участках появились дачи, организовали  ферму. На заливных лугах вдоль Скалбы паслись табуны лошадей и стада породистых коров, специально для дачников на ферме изготавливали творог и сметану, а в пруду даже разводили синих французских лягушек. Повсюду были оранжереи, цветники и фруктовые сады, на реке строили купальни. Словом, дачная жизнь била ключом, пока во все это умиротворенное благолепие не вмешалась безжалостная и безбожная большевистская рука.

В 1930-е годы храма не стало, от него не осталось и следа. Но здесь мы должны сделать акцент на неудобной и страшной, но правде. Этот храм не был взорван, как многие в советское время, но разворован самими же жителями деревни Кощейкова. Только представьте себе картину, как  местные жители разворовывают свой храм. Заметьте: добровольно, не под дулом пистолета. Растащили все. Вплоть до единого кирпичика… Поэтому, когда жители Кощейково в 2001 году решили поставить крест в память о том, что здесь был храм, место определяли очень приблизительно.

… Крест стоял уже несколько лет. Но собранной православной общины как таковой еще не было. Только иногда у креста можно было увидеть крестящихся прохожих.  Но душа