Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Трагедия во Владимирской области. А мы при чем? Комментарий протоиерея Максима Первозванского

В ленте новостей то и дело появляются известия о трагедиях. Казалось бы, люди должны привыкнуть, и – не реагировать. Слишком много боли на земле. Но все-таки то и дело инфо-пространство взрывается: оказывается, людей каким-то образом тревожит беда, случившаяся не так далеко. Такую реакцию вызвала гибель пятилетнего мальчика во Владимирской области.
Можно ли хоть немного облегчить боль родителей? Откуда на свете берется зло? Нужно ли подробно освещать в СМИ подобные трагедии? Комментирует протоиерей Максим Первозванский (Клирик храма Сорока мучеников Севастийских у Новоспасского моста, главный редактор журнала "Наследник", духовник молодёжной организации "Молодая Русь", отец 9 детей).

На самом деле трудно найти слова, чтобы поддержать людей в подобной ситуации. Никакими словами ту боль, которую родители испытывают при такой трагедии, облегчить невозможно.
И дело, на мой взгляд, не в том, чтобы разные люди, например, начиная от первых лиц государства и заканчивая близкими соседями, пытались произнести что-то успокаивающее. Здесь требуется реальная внутренняя поддержка тех, кто может оказаться рядом.
Я не знаю, не представляю, как с такой невыносимой болью справиться неверующему человеку. Когда мы видим гибель ребенка, если мы не верим в Бога, тогда мы остаемся с этой страшной трагедией один на один, и вряд ли какие-то слова и действия людей нам помогут. Только очень внутренне сильный человек сумеет справиться.
Когда гибнет невинный младенец, — это даже и для верующего человека ставит вопросы: есть ли Бог? Где Он был в тот момент, куда Он смотрел и почему допустил? Это испытание веры и для верующего.
Но глубокое постижение христианства, Евангелия, дает возможность понять то, что Господь – действительно рядом, что Он любит нас не сверху, не откуда-то с неба. Господь говорит, что Он разделит с нами все наши скорби, облегчит страдания, если они будут невыносимыми для нас. А ещё Он обещает, что человек, претерпевший в этой жизни – получает по смерти радость, воздаяние. Тем более, если речь о невинном ребёнке. И ещё мы каждый день читаем в молитве: «Да будет воля Твоя»…
И даже не верующий может прийти к тому, что в жизни нет никакой опоры, кроме Бога.
Дай Бог родителям найти в себе силы принять то, что произошло…
Как реагировать людям со стороны на все, что происходит
На земле живет несколько миллиардов человек. И если мы будем реагировать, сердцем откликаться на любую смерть, на любое событие, — мы просто сойдем с ума, не сможем жить.
Мы должны реагировать на то, что происходит рядом с нами. Всем мы помочь не можем. Великие христианские подвижники, достигшие вершин святости, могли молиться за весь мир. Обычному человеку необходимо и молиться, и действовать и переживать за тех, кто рядом с ним – это члены его семьи, близкие, соседи, знакомые.
Не нужно из трагедий делать информационные прецеденты, пытаться «раскрутить» их как общенациональное событие. Как бы то ни было – это частная беда в жизни частных людей. Она касается самих этих людей, их родных, близких, знакомых… Информационная кампания нужна в ситуациях, когда требуется реальная помощь, например, собрать деньги для больных детей.
А вот брать такую трагедию, как гибель мальчика, за инфо-повод и размышлять, а как мы должны посочувствовать тем людям, которых мы не знаем — не правильно. Происходит информационная перегрузка и порой мы уже не в состоянии ни переживать, ни сочувствовать, ни откликаться на боль тех людей, которые находятся рядом с нами.
Всегда в мире что-то происходит. Есть события, которые действительно могут всколыхнуть и взволновать всю нацию, например, террористический акт.
Хотя мы знаем, что в эпоху средств массовой информации влияние через СМИ на чувства населения, как правило, используется для манипуляции сознанием населения, для отвлечения внимания от других важных событий или, наоборот, – для создания соответствующего настроения.
Откуда берется зло
С христианской точки зрения как такого абстрактного зла не существует. Есть носители зла, злые. Во-первых, это дьявол и, во-вторых, к сожалению, фактически каждый из нас, уклоняющихся от соблюдения заповедей Божиих, от веры в Господа. Мы попускаем самим себе склоняться ко злу и увеличиваем общее количество зла в мире.
Мы не можем проследить всю цепочку причинно-следственной связи, которая возникает после совершения нами греха. Что-то, совершенное нами двадцать лет назад, даже в детстве, когда мы обидели какого-нибудь мальчика из соседнего двора, не помогли какой-нибудь девочке или старушке, а она после этого выпорола дома внука – может аукнуться с удесятеренной силой нам или другим людям. Мы всего это не видим и будем говорить: какие же люди – негодяи, не подозревая, что в случившемся есть и наша вина.
Откуда возник этот маньяк? Может быть, кто-то когда-то где-то кому-то сказал злое слово, где-то не помог, и в результате ребенок получил моральную травму и вырос – таким. Такие люди, такие события не возникают на пустом месте.
Уклоняясь от добра, мы совершаем зло. Иногда оно аккумулируется и усиливается в каких-то конкретных проявлениях. Грех не остается без последствий, масштаб которых может быть разным.
Так что, вспоминая Достоевского, скажу — все мы за все виноваты. Не нужно думать, что к свершившемуся злу мы не имеем никакого отношения. Понятно, что радикально изменить ситуацию в мире не в наших силах. Но все-таки, чтобы зла в мире было меньше, нужно начинать с себя, как ни банально это звучит. Нужно, чтобы зла было меньше в нас самих, тогда его будет меньше вокруг нас.

Источник www.pravmir.ru