Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
Почитание Владимирской иконы в XII–XX вв.
В описании изложенного в сказании XII в. чуда троекратного схождения Владимирской иконы со своего места в храме Вышгорода отражена идея составителей сказания о перенесении иконы в Северо-Вост. Русь по желанию Пресв. Богородицы. Это чудо свидетельствует так-же о том, что икона была выносной (запрестольной, с изначальным изображением на др. стороне). В Вышгороде у иконы еще не было имени; кн. Андрей не знал о ее чудесах. Прославление образа, совершавшего чудеса на пути из Киева, началось во Владимире по инициативе кн. Андрея и клира Успенского собора, пришедшего с князем из Вышгорода.
Существует предположение, что Владимирская икона была списком с чтимой константинопольской иконы из базилики при имп. дворце во Влахернах. О. Е. Этингоф полагает, что прославление Владимирской иконы на Руси было связано с почитанием Влахернской иконы Божией Матери (типа «Умиление»; см. ст. Влахерны) и культом влахернских Богородичных реликвий (Этингоф. С. 127–156). Согласно летописям и сказанию XII в., во Владимире икону носили в крестных ходах и омывали св. водой, получавшей целительную силу, что, как предполагает Этингоф, также связано с «ритуалами Влахернского святилища», где в «часовне источника» была мраморная статуя Богоматери, «из рук которой истекала вода» (Там же. С. 143). Омовение чудотворных икон, восходящее к чину омовения св. мощей и Нерукотворного образа Спасителя в Великий пост, на Руси XII в., вероятно, было соединено с чином малого освящения воды. Омовение Владимирской иконы заключалось в обтирании ее золотого оклада губкой, смоченной св. водой.
Почитание Владимирской иконы соотносилось и с почитанием главной Богородичной иконы Константинополя — «Одигитрии». В источниках XII в. нет сведений о празднествах, в которых участвовала Владимирская икона В XII–XIII вв. рус. праздник 1 авг., представлявший соединение празднований Происхождению (изнесению) Честных Древ Животворящего Креста и Всемилостивому Спасу с Пречистой Его Матерью (служба содержится в прологах рубежа XIV–XV вв.), возможно, отмечался во Владимире «молебным пением» (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 297), подобным греч. литии и литании: «хождением» со святынями, сопровождаемым пением псалмов, тропарей и т. п. Не исключено, что кн. Андрей Боголюбский, претендовавший на получение самостоятельной митрополии, мог установить праздник 1 авг. во Владимире, аналогичный константинопольскому торжеству в Великой ц., что уподобило бы Владимир Константинополю, а самого князя — имп. Мануилу I Комнину. Главной Богородичной святыней этого празднества была Владимирская икона, участие которой в чине водоосвящения подтверждается сказанием XII в. Источники свидетельствуют, что в XII в. принесенная из Вышгорода икона была главной и единственной чудотворной иконой Владимира, исключительной по своему значению в церковно-политической и частной жизни кн. Андрея и всех владимирцев; икона в их представлениях отождествлялась с самой Богородицей — основным наименованием иконы было «Пресвятая Богородица». В сказании, в 2 рассказах об исцелении иногородних людей, икона называется «Владимирская»; в неск. летописных статьях, повествующих о военных сражениях, — «Владимирской чудотворной». В тот период образ оставался местночтимой владимирской святыней, слава которого доходила и до далеких от Владимира городов.
В память о чудесном спасении Москвы от нашествия Темир Аксака в 1395 г. было установлено 1-е празднество. До кон. XV в. оно напоминало празднование константинопольской иконе «Одигитрия»: совершалась лития с крестным ходом (в Сретенский монастырь, основанный также в память о чуде в 1395 г.), сопровождаемым молебным пением, подобным описанному в Повести о сретении иконы 26 авг. В 1-й трети XV в., вероятно, благодаря митр. Фотию Владимирская икона по своему духовному значению была уподоблена главным константинопольским Богородичным святыням — ризе, благодатной силой которой был спасен Константинополь от нашествия аваров, и иконе «Одигитрия» (в XVII в. изображения Владимирской и. вместо «Одигитрии» встречаются и на иконах, напр. на храмовом образе 1-й пол. XVII в. из ц. Ризположения в Московском Кремле).
По мнению Клосса, празднование Сретения Владимирской иконы 26 августа началось не ранее 70-х гг. XV в., «когда были написаны Пахомиевские редакции Повести»; в редакции Повести Епифания Премудрого празднование Владимирской иконы «приурочено ко дню Сретения Господня — 2 февраля» (Клосс. С. 124). Первые сведения о праздновании Владимирской иконы 26 авг. относятся к 80-м гг. XV в. (Пролог Саратовского университета. № 90, написан ок. 1485 г.; месяцеслов Троицкого сборника. № 762, составлен в Ростове в 1487); в церковных уставах праздник упоминается с кон. XV в. (Там же). В память окончательного перенесения Владимирской иконы в Москву в 1480 г. был установлен 2-й праздник — 23 июня, связанный также с бескровной победой над Ахматом на р. Угре, совершившейся осенью того же года, в день праздника Покрова Пресв. Богородицы. Е. Е. Голубинский на основании месяцеслова в Следованной Псалтири (РГБ. Троиц. № 321, XVI в.; датировка Клосса — 1528) полагал, что праздник 23 июня был установлен в 1480 г. (Голубинский. История РЦ. Т. 1. С. 333). По мнению Клосса, в период строительства нового Успенского собора (1472–1479) Владимирская икона находилась во Владимире; в Москву была принесена 23 июня 1480 г. для благословения войск Иоанна III в Коломне накануне выступления против Ахмата; праздник же установлен во время правления митр. Даниила и зафиксирован в вышеназванном месяцеслове Следованной Псалтири (Клосс. С. 124–125).
3-й праздник — 21 мая — первоначально был связан с памятью поновления Владимирской иконы в 1514 г. (Софийский временник. Ч. 2. С. 294–295; ПСРЛ. Т. 6. Вып. 2. С. 254). Позднее его соотнесли с памятью о чудесном избавлении от нашествия Магмет Гирея в 1521 г. Клосс полагает, что осмысление события 1521 г. как «новейшего чуда Богоматери» относится ко 2-й пол. XVI в., когда и был установлен праздник 21 мая (Клосс. С. 125–126).
4-й праздник — 15 сент. — был установлен, вероятно, также в XVI в. Он упоминается в сборнике нач. XVII в. вместе с 3 др. праздниками Владимирской иконы (Зимин. С. 189). Праздник был посвящен воспоминанию о проводах в 1520 г. во Владимир поновленных в Москве владимирских икон (в т. ч. древнего списка, см. разд. наст. ст.: «Владимирская икона из Успенского собора Владимира»), возвращенных вместе с новыми списками чудотворного образа.
В кон. XV (?) — нач. XVI в. (этим временем датируются самые ранние рукописи, содержащие канон Владимирская икона) для празднования иконе в московском Успенском соборе была составлена служба, в создании которой мог принимать участие Ростовский архиеп. Вассиан (Рыло) (Спасский Ф. Г. Рус. литург. творчество (по совр. минеям). П., 1956. С. 133–134; Miller D. Legends of the Icon of Our Lady of Vladimir: A Study of the Development of Moskovite National Consciousness // Speculum. 1968. Oct. P. 657–670). Тексты службы Сретения Владимирской иконы датируются кон. XV (?)— нач. XVI в.: в Уставе этого времени (РГБ. Ф. 344. № 110. Л. 242–243) — только тропарь и кондак (без стихир); в Минее 1511 г. (РГБ. Троиц. № 597. Л. 133) — 19 песнопений (Серегина Н. С. Отражение ист. событий в стихире о Темир Аксаке и в др. песнопениях Владимирской иконе и проблема авторства Ивана Грозного // ПКНО, 1985. М., 1987. С. 150). Нотированная служба Владимирской иконе в стихирарях появилась в сер. XVI в.; заголовки службы на 26 авг. 2 типов: «Стретение Пресв. Богородицы Владимирской» и «Похвала Пресв. Богородице». Заголовки в ряде списков являются краткой летописной статьей; Владимирская икона именуется «Одигитрия»; стихиры «историко-повествовательные». Во 2-й пол. XVI в. появился ряд новых стихир на 26 авг., среди них неск. стихир творения Иоанна IV (Там же. С. 148–170).
Празднования Владимирской иконе сопровождались Большим крестным ходом (в Сретенский монастырь), чин которого окончательно сформировался в нач. XVII в. Описания крестных ходов с Владимирской иконой на 21 мая, 23 июня и 26 авг. содержатся в рукописи 1609 г. (РГБ. Ф. 247. № 82. Л. 276 об.— 279 об.; об этом см.: Клосс. С. 126). Согласно «Сказанию действенных чинов», в Большой крестный ход (в отличие от Малого) брали чудотворные иконы — Владимирскую икону и «Одигитрию» из Вознесенского монастыря Московского Кремля, а также чудотворные иконы, кресты и святыни; в шествии обычно принимали участие царь и Патриарх (Голубцов А. П. Чиновники Моск. Успенского собора и выходы патр. Никона. М., 1908. С. 6–7). В чине Большого крестного хода Владимирская икона занимала место перед Патриархом; рядом с иконой несли ее драгоценную подвесную пелену. В плохую погоду в крестные ходы вместо древней Владимирской иконы носили ее список (икону-наместницу нач. XVI в.). Празднования Владимирской иконы 26 авг. и 23 июня отличались наибольшей торжественностью и календарной устойчивостью. Празднование 21 мая нередко переносилось на др. дни мая и даже нач. июня. Большой крестный ход этого праздника с 1668 г. по указу государя стал Малым; в 1722 г. по указу Синода был упразднен, потом его восстановили, но ходили уже не в монастырь, а в ц. в честь Владимирской иконы (1691–1692), в Китай-город, у новых Никольских ворот (Устав Моск. святейших патриархов // ДРВ. 17892. Т. 10. С. 290–299; Выходы государей царей и вел. князей Михаила Федоровича, Алексия Михайловича, Федора Алексеевича, всея Руси самодержцев (с 1632 по 1682) / Предисл. П. Строева. М., 1844. Указ. С. 13). Праздник 15 сент. просуществовал относительно недолго. В Уставе московского Успенского собора нач. XVII в. крестный ход этого дня назван Большим, ходили в Басманную слободу, к деревянной ц. в честь Владимирской иконы, построенной на месте проводов владимирских икон в 1520 г. (Горский, Невоструев. Описание. С. 357). В 1668 г. крестный ход 15 сент. определен как «меньшой»; в 1679 г. он был упразднен (Устав Моск. святейших патриархов // ДРВ. 17892. Т. 10. С. 25–26).
В 1812 г. праздник Сретения Владимирской иконы 26 авг. совпал с днем Бородинской битвы. Крестный ход этого дня с Владимирской иконой и др. чтимыми иконами Божией Матери (Смоленской и Иверской) вокруг стен Китай-города и Белого города по своей духовной значимости был близок Большим крестным ходам XVII в. Накануне сдачи Москвы эти 3 иконы были отправлены во Владимир. Там Владимирскую икону ежедневно носили крестным ходом по городу. Затем ее вместе с Иверской иконой перевезли в Муром, а оттуда — в освобожденную столицу. В ознаменование победы 1 декабря 1812 г. совершили крестный ход в Китай-город, Владимирскую икону несли в сопровождении чтимых икон Богоматери — Иверской, Грузинской, «Утоли моя печали» ([Снегирев И. М.] Очерки жизни моск. архиеп. Августина. М., 18413. С. 26–52). 26 мая 1833 г., в день освящения храма Христа Спасителя, Владимирская икона возглавляла торжественный крестный ход из Успенского собора к новому храму.
В 1918 г. служба Владимирской иконе была использована еп. Афанасием (Сахаровым) при создании им новой службы всем святым, в земле Российской просиявшим (Чи¬някова Г. П. Служба всем святым, в земле Российской просиявшим, — словесная икона Св. Руси // ДанБлаг. 1998. Вып. 9. С. 71–76). Им же была составлена новая иконография этого праздника с изображением Владимирской иконы в Успенском соборе Московского Кремля, осеняющим сонм рус. святых (икону в 20–30-х гг. ХХ в. написала мон. Иулиания (Соколова)). В декабре 1918 г. Владимирская икона была взята из закрытого для богослужения Успенского собора на реставрацию, законченную в апр. 1919 г. С 1926 по 1930 г. она находилась в ГИМе, затем была передана в ГТГ.
Почитание иконы как чудотворной святыни возобновилось в 90-х гг. XX в. В один из тяжелых периодов новейшей истории, когда нависла угроза вооруженного столкновения противоборствующих сторон власти, по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II 2 окт. 1993 г. Владимирская икона была принесена в кафедральный Богоявленский Елоховский собор для всенародной молитвы об избавлении России от кровопролития. В 1995 г. отмечалось 600-летие праздника Сретения Владимирской иконы 26 авг. из Успенского собора Московского Кремля после литургии был совершен торжественный крестный ход в восстановленный Сретенский монастырь, куда из Государственной Третьяковской Галереи принесли на поклонение Владимирскую икону. В эти годы шла дискуссия о передаче Владимирской иконы из Государственной Третьяковской Галереи в ГММК — на место ее исторического пребывания в Успенском соборе Московского Кремля. После освящения в 1996 г. ц. свт. Николая в Толмачах при Государственной Третьяковской Галерее Владимирской иконы периодически приносили туда на поклонение; с 1999 г. она находится там постоянно.
Фрагмент статьи из т. IX «Православной Энциклопедии», Москва. 2005 г.
По материалам сайта www.sedmitza.ru