Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Смерть в родах или рождение смерти?

С развитием медицины и контролем протекающей беременности все больше мамочек сталкиваются с казалось бы обычным исследованием - скринингом. Но по факту оказывается, что результаты данных могут изменить чью-то судьбу. Совсем и безповоротно. Не дать человеку родиться. Дать легальное разрешение матери на аборт, если результаты скрининга показали высокую вероятность пороков внутриутробного развития ребенка.

Вашему вниманию мы хотим предложить  статью кандидата медицинских наук, профессора Государственного медицинского университета, заведующая курсом биомедицинской этики (в этом же университете), заместителя сопредседателей Церковно-общественного совета по биоэтике, - Ирины Силуяновой. Ее профессиональный медицинский подход к этой проблеме и опора на учение Православной Церкви и ее Святых Отцов, дай Бог поможет кому-нибудь в данный момент принять единственно правильное решение в тяжелейшей ситуации выбора жизни и смерти.

Кому из православных христиан не знакомы слова из просительной ектении о "христианской кончине жизни нашей, безболезненной, непостыдной, мирной...". Они свидетельствуют о том, что умирание человека может происходить по-разному: в агонии и страшных мучениях или мирно, безболезненно, не постыдно. Можно умереть молодым, неожиданно и внезапно, попав в случайную аварию, а можно - тяжело и долго болея, ожидать свою смерть, исповедавшись и причастившись. Можно погибнуть, спасая жизнь другого человека, а можно погибнуть от сердечной недостаточности, находясь в состоянии алкогольного опьянения.

Виды смерти разнообразны... К какому из них относится смерть матери в родах? Как поступать, когда заранее известно, что наступившая беременность угрожает жизни самой матери? Сегодня в нашем обществе пока нельзя найти однозначного ответа на этот вопрос. Эта неоднозначность имеет свои причины, свою историю и логику. В этой логике присутствуют две противоположных позиции. В движении от одной из них к другой и заключена история формирования правильного ответа на волнующий нас вопрос.

Первая позиция была выражена еще в V веке до Р.Х. в Клятве Гиппократа. Среди многочисленных врачебных манипуляций Гиппократ специально выделяет плодоизгнание и обещает: "Я не вручу никакой женщине абортивного пессария". Это суждение врача тем более важно, что оно идет вразрез с мнением многих великих моралистов и законодателей Древней Греции, например, Аристотеля, о принципиальной допустимости и практической целесообразности аборта. Гиппократ же четко и однозначно выражает позицию врачебного сословия об этической недопустимости участия врача в производстве искусственного выкидыша.

Противоположная позиция наиболее отчетливо выражается в принципе иудейского врача и богослова Маймонида: "Не следует щадить нападающего". Он почти буквально переносит на взаимоотношение между матерью и ребенком известную максиму ветхозаветной морали - "око за око, зуб за зуб"(Лев. 24:20). Уже с XIII века это правило начинает трактоваться как разрешение на убийство ребенка в материнской утробе,