Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово отца Сергия: "Христос вышел на проповедь. Чему нас учит Евангелие".

Первая неделя после Крещения Господня называется неделей по просвещению или по Богоявлению. В сегодняшнем чтении Евангелия рассказывается, что Христос начинает свою общественную проповедь после Своего крещения. Мы помним, что когда Он пришел на Иордан, то крестился от Иоанна Предтечи. Когда же царь Ирод заточил Иоанна в тюрьму и обезглавил его, тогда Господь наш Иисус Христос выходит к народу с проповедью о грядущем спасении рода человеческого. Господь выходит с Евангелием, которое переводится с древнегреческого как «Благая Весть».

Нужно понимать смысл этого перевода не дословно. Вообще в древнем Риме «Евангелием» называлось исключительное событие общегосударственного, вселенского масштаба. Например, рождался наследник престола, будущий Цезарь. Глашатаи возвещали «Евангелие». Так и в этом конкретном случае: Господь наш Иисус Христос нес в мир исключительное по своей сути послание народу. Поэтому и назвали его именно этим тезисом – Евангелие.

Первые слова и первый позыв к народу заключался в главном постулате христианства: "Покайтесь ибо приблизилось Царство Небесное». Что же великого и нового сообщает нам Христос. Дело в том, что «покаяние» с древнегреческого звучит как «метаноя» и в переводе означает «изменение ума», «изменение мышления и мировоззрения».

Здесь дело вовсе не в том, что нужно сходить на исповедь. Человек должен измениться, должен научиться думать по другому, ибо жизнь  коротка и совсем близко Царствие Небесное. Живёт человек 60-80, редко 100 лет, но надо понимать что это ни что по сравнению с вечностью.

И вот сегодня во втором чтении Евангелия сказано, как Христос спускался в город Иерихон. Ему встретился слепец, который кричал: «Иисусе помилуй меня». Он спросил: «Что ты хочешь?» Ответ был «прозреть». «По вере будет тебе», - сказал Христос и тот тотчас же прозрел. А теперь давайте обратимся к толкованию этого фрагмента святыми отцами.

Что такое Иерихон и почему он здесь упомянут, ведь в Евангелии нет ни одного слова, написанного просто так. Иерихон в ветхозаветные времена считался твердыней греха.

Это был непреступный город, окруженный высокими стенами. Когда Моисей вместе со своим народом шел из Египетского рабства, то была на то Божия воля, чтобы этот город пал вместе со своей гордыней неприступности. Господь повелел Моисею в течение семи дней вместе с молитвой обходить город. На седьмые сутки все крепостные стены чудесным образом превратились в прах и город был захвачен. Почему же в Новом Завете упоминается Иерихон.

Дело в том, что Евангелие нельзя понимать буквально. Здесь все символично. Так Иерихон знаменует человека со всеми своими грехами и страстями, который есть неприступная крепость для действия в нем Благодати Божией. Но вот Сам Бог спускается в эту твердыню греха, то есть, сходит на землю. Мы празднуем Рождество Спасителя. Он становится человеком, принимая на себя человеческую природу для того, чтоб исцелить её Своей искупительной жертвой.  

Но здесь есть краеугольный камень. Все это возможно только при желании человека. Господь настолько нас любит, что оставляет за каждым право выбора, как жить. Бог по своему человеколюбию не может насиловать волю каждого из нас, Он отдает нам это право. Поэтому спасение человека должно быть его желанием, это должен быть его свободный выбор.

Но чтобы человек имел желание спастись и иметь жизнь вечную, он должен иметь веру в свое бессмертие и то, что ключ к жизни вечной есть только у Бога. Вера – это дар Божий, как и многие другие дарования. Вера - это добродетель, которую Бог даёт каждому в свою меру: кому-то больше, кому-то меньше. Но дар веры может и должен развиваться и расти через общение с Богом, то есть молитву.

Все мы одержимы какими-либо страстями и все болезни физические и есть наши страсти, которые исцеляет Бог. Но исцеляет только по нашей вере, по нашей молитве. Молитва – это дыхание жизни, благодаря ей наш разум проясняется, душа очищается, человек постепенно начинает освещаться и духовный мир для него начнёт открываться. Спаси вас, Господи, и даруй Свои благие плоды каждому, кто взывает к Тебе.

проповедь расшифровал и переложил в текст Михаил Яцола
записала, отредактировала и опубликовала Анна Ушацкая