Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово отца Сергия на Преполовение Пятидесятницы. Что это за праздник?

14 мая на 25-ый день после Пасхи мы празднуем Преполовение Пятидесятницы. Исполняется ровно половина срока, когда на апостолов сошел Дух Святой и началось благовествование Евангелия для всех народов. Этот праздник – Преполовение Пятидесятницы имеет ветхозаветные корни, точнее является видоизмененным зеркальным отображением древнеиудейского праздника Кущей. На богослужении мы с вами слышали Евангелие, которое повествует об этом празднике во время проповеди Христа.

Господь на праздник Кущей вошел в Иерусалимский храм и стал учить. Из истории: кущи – это палатки. Когда Моисей вывел по повелению Божию народ свой из Египетского рабства, то 40 лет они странствовали в пустыне, живя в палатках, или как еще говорили – в кущах. В память об этом исключительном событии в истории народа, древние иудеи постановили ежегодно отмечать праздник Кущей. В 8-ой день праздника, первосвященник под пением народом псалмов Давида (псалмы 115-117) выходил из Храма Соломона с горящей свечой и шел г подножию горы Сион, к источнику Силоамскому. Там он набирал воду в золотую богослужебную чашу, и смешав воду из источника с обычной водой возливал на жертвенник. 

Обряд этот аллегоричен. И как оказывается, в нем был прообраз не только ветхозаветной истории, но и грядущих событий после Воскресения Христова. Под этим обрядом вспоминаются события, когда Моисей по молитве к Богу во время странствия в пустыне добыл для своего народа питьевую воду, ударив жезлом о подножие горы. Христос, когда вошел в Храм Соломона на праздник Кущей пытался объяснить книжникам, что в этом обряде есть грядущее предзнаменования действия Духа Святаго, который снизойдет по Его Воскрешении. Господь говорит в Своей проповеди: «Не Моисей тогда кормил вас в пустыне манной, не он поил вас, а Я. Я, Сын Божий, являюсь источником воды живой. Кто будет брать от Меня воду живую, тот станет сам источником благодати».

Но иудеи, наполнившись злобой и завистью, вместо того, чтобы проникнуться и услышать, стали злословить Христа. В первую очередь давя на то, что он безграмотен и не имеет оснований так трактовать Священное Писание. Кстати, вот вам и опровержение теософского лжеучения, что Иисус Христос в Египте или где-то еще обучался божественным знаниям. Нет, Христос с житейской точки зрения нигде не учился. И об этом знал каждый назарянин, житель города откуда Христос был родом. Ведь это была по современным меркам деревня, и если кто-то куда-то отлучался это было известно всем.

В то время очень известная была школа Гамалиила, и все, у кого были деньги на обучение, отдавали детей туда. Так вот у семьи бедного плотника обручника Иосифа не было возможности дать образования Иисусу. Именно основываясь на неграмотности по человеческому разумению Иисуса, его не желали слушать старейшины и книжники. Они презирали, что Господь очень грамотно и с невероятной силой Духа толкует Священное Писание.

Вместо того, чтобы послушать, они наполнялись ропота, злобы. Какой урок мы должны вынести из сегодняшнего праздника? - В Евангелии, которое читали сегодня. Жив будет тот, «Кто будет пить от Меня источники воды живой».

Где находятся эти источники воды живой? – В Церкви. В ее Таинствах. Не у старцев, которых многие ищут и бегают по ним. Не у врачей. А в Церкви, глава которой Христос. Движим этот живой организм – Церковь – Духом Святым. Именно Дух Святой – Третье Лицо Ипостасной Троицы и дает нам всю полноту благодати, все дары.

Какова наша главная задача? Учиться правильно пользоваться этой живой святой водой, черпать ее на благо возрастания жизни своей духовной и на пользу ближнего. С праздником, дорогие! Христос Воскресе!

проповедь записала, расшифровала, отредактировала и опубликовала Анна Ушацкая