Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово отца Сергия на праздник отцов VII Вселенского Собора

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь! Сегодня святая Церковь вспоминает святых отцов седьмого Вселенского Собора. Вселенских соборов было всего семь, и собирались они в случае крайней необходимости.  Так было и в 787 году. Когда Римской Империи возникла ересь  иконоборчества, вся восточная Церковь, иерархи и даже император Константин - были против почитания икон, считали, что Бог существо непостижимое и  изобразить Его не возможно. В 757 году при императоре Константине Копрониме,  собрался лжесобор, потому что на нем не было ни одного патриарха. На нем постановили, что иконы почитать запрещено.  Конечно, на это была причина. В некоторых местах были крайности и  злоупотребления: например, брали краску с икон, бросали ее в Причастие и считали, что если частицу  иконы не бросить в Причастие, то Таинство будет неполным. Следующий собор собрался в 787 году, при императрице Ирине, которая собрала всех патриархов. На этом соборе установили иконопочитание и предали анафеме всех тех, кто не почитает иконы и отвергает Священное Предание. Собирались соборы очень редко и в крайних ситуациях. Благодаря этим соборам, которых было семь, первый в 325 году, было выработано наше догматическое православное учение.  На соборах собирались епископы, святые отцы, ученые люди, которые составили каноны, определяли церковные правила. Например, когда нужно отмечать Пасху, она у нас не совпадает ни с еврейской,  ни католической.  Много возникало в Церкви ересей, начиная с первого века, которые и до сих пор наполняют наши мозги. Все эти ереси тогда еще были опровергнуты и преданы анафеме. Если сейчас взять любую ересь и рассмотреть ее, то корни любой ереси, любого раскола, можно найти в первых веках христианства. Мы знаем, что до третьего века не было письменных канонов, потому что христианская вера была гонима. С начала четвертого века составляются труды Священного Писания, и в это же время возникает ересь гностицизма,от слова разум, знания. Сейчас мы переживаем ту же ересь, потому что такое воспитание  в мирских школах, детских садах, институтах, где о Боге не говорится ни слова, или говорится только ложь. Одни говорят, что Бог, Будда, Аллах, Кришна -  все это одно и тоже; или, что Бог у меня в душе. Другие говорят, что Бог, это высший разум и т.д. - это и есть гностицизм, одна из первых ересей. У нас  признаны канонически всего четыре евангелия, но на самом деле их было написано очень много, так называемые  апокрифические евангелия. Гностики писали свои евангелия и наше современное сознание очень их поддерживает, т.е. веру в высший разум, веру в человека как в Бога. Во все, что