Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово на престольный праздник Пророка Божия Илии

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь. Сегодня день память святого пророка Божия Илии. Этот святой пользуется большим почитанием в народе, среди христиан, которым импонирует, прежде всего, ревность святого пророка в вере. Хотя то время, когда он жил, от нашего времени отделяет  почти три тысяч лет, но его образ является очень ярким примером – каким должен быть верующий человек и какой должна быть вера.

В сегодняшнем Евангельском чтении (от 2 августа)  мы слышали, что пророка Илию привел в пример Сам Господь наш Иисус Христос. Когда Он пришел в свой родной город Назарет, где прошло Его детство, где Он рос, где все Его знали, и стал там проповедовать, то в ответ встретил скепсис, недоверие слушающих. Потому что все дивились словам Его и говорили: не Иосифов ли это сын? И Господь, комментируя такое отношение к своим словам, вспомнил пророка Божия Илию, который тоже в дни, когда израильский народ отвернулся от Истинного Бога и благочестия, призывал их вернуться к вере, но не чувствовал никакого ответа.

Только одна вдовица в Сарепте Сидонской почитала его как пророка, и по ее вере пророк Илия воскресил ее умершего сына. Господь говорит, что много вдов было в Израиле во дни Илии, но только одна воспринимала его всерьез. Так же и в Назарете, мало кто оказался слушателем проповеди Господа нашего Иисуса Христа. Но, может быть, за прошедшие 2000 лет что- то изменилось? Если мы внимательно посмотрим вокруг, то увидим, что нет. Сколько населения в нашем поселке? Десять  тысяч. А теперь посмотрим, сколько человек пришло на главный праздник поселка, престольный Праздник Храма? Около 200 человек, то есть 2% от населения поселка. Раньше люди целый год ждали этого дня, целый год к нему готовились. Теперь несложно эти цифры сравнить и мы увидим, что пропорции примерно те же, что и в Назарете, когда слушали Господа, и в Сарепте, когда там был пророк Илия. И Господь сказал в Евангелии: никакой пророк не принимается в своем отечестве.

Пророческое слово всегда воспринимается с неохотой, потому что оно возвещает правду Божию, а она обличает. Когда человек слышит что-то, что его обличает, ему это неприятно и он старается от этого уйти. Евангелие обличает; если человек вдумается, то увидит, что он никак не соответствует тем критериям, которым учит Евангелие. И человек либо начинает себя исправлять, либо старается не слушать, чтобы лишний раз не испытывать дискомфорт. Вот почему  так мало слушателей, вот почему нет пророка в отечестве своем. Церковь Божия несет пророческое