Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Слово настоятеля на праздничной службе Сочельника

Сегодня в Евангелии  на службе вечерни Сочельника читается отрывок, в котором апостол и евангелист Матфей перечисляет Царей из рода Давидова, начиная от Авраама до Иисуса Христа, Сына Божия. Единственный раз в год на службе можно услышать весь род Господа нашего. С этого повествования начинается первая глава Евангелия от Матфея.

Мы должны помнить, что если Иоанн Богослов свое Евангелие писал в первую очередь для язычников Рима, то апостол Матфей единственный из всех четырех евангелистов свой труд изначально составлял для израильтян. Еврейский народ прекрасно знал весь Ветхий Завет и обетования пророков,  иудеи ждали прихода Мессии (Христос в переводе с греческого).

Одно из главных отличительных черт израильтян от всех языческих народов было особое уделение внимания, от куда ты родом. Каждый знал колено, из которого произошел (всего было 12 родов, или, как чаще можно услышать, 12 колен Израилевых).

Когда  царь Ирод узнал от персидских волхвов, что родился Христос, он собрал книжников и фарисеев, по-современному – Кабинет Министров.  Он хотел знать подробности обетования пророков. Сам царь Ирод не был иудеем, он был язычником из Рима, поставленный на главный пост руководства над Израиелем. Ему нужна была эта информация только из политических соображений, чтобы избавиться от потенциального конкурента, так как Христос именовался Царем Царей. Ирод узнает, что все пророки единогласно говорили о Вифлееме, как месте рождения Христа. Было сказано, что Мессия обязательно произойдет из семя Давидова.

Именно поэтому апостол Матфей начинает свое Евангелие с факта, что рожденный младенец – Христос, рожден в роде Давидовом. Это был главный аргумент для иудеев, которые должны были уверовать во Иисуса Христа, как воплотившегося  Бога. Для израильтян идет очень подробное перечисление кто кого родил, прежде чем воплотился  Христос.

Кстати, после царя Давида и его сына Соломона, которые были самыми богатыми людьми в Израиле, колено Давидово не было у руля политической власти, люди эти не были очень богатыми и влиятельными в обществе. Иосиф Обручник и Матерь Божия оба были из рода Давидова, только из разных течений из, скажем так, семьи среднего экономического класса. Но они были не из Вифлеема, а оказались там по послушанию. По всей израильской земле было разослан указ, явиться гражданам для переписи в то место, откуда проистекает его род.

Это очень интересный момент Евангелия. Требование императора было, как вы сами понимаете, не из благих побуждений. Главе государства нужно знать точно, сколько у него подданных, чтобы более эффективно собирать налоги. И какое послушание показывают Богоматерь и Обручник Иосиф!

Только представьте, если бы такая ситуация была бы в наше время? Какой по всей стране поднялся бы ропот, особенно среди православных! Но другое дело -  пример Святого Семейства.  Он – восьмидесятилетний старец, Она – на последнем сроке беременности. Едет Святое Семейство не в комфортных условиях, не на лошадях. Проделывают тяжелейший путь.

Но более того, во всем Вифлееме, для них не нашлось иного места, кроме как на скотном дворе. Здесь, не в элитной клинике, не с высококвалифицированными врачами, совсем не в стерильных условиях рождается Богомладенец. Поэтому, если есть благоволение Божие, все всегда будет хорошо. Даже если по человеческому разумению шанс благополучного исхода дела невелик. Для нас  перечисление родословной Господа нашего Иисуса Христа имеет очень важный смысл. Помним и знаем ли мы свой род, из которого произошли?

Делаем ли мы свой род благостным своей жизнью, поступками и терпением? Чтобы и из нашего рода могли рождаться добрые и великие люди? Сегодняшнее Евангелие учит нас дать толчок своему роду, чтобы из него были хорошие ростки. Никогда ни у кого не бывает гладко. Всегда есть между супругами трения, но только терпение и жертвенная любовь могут принести свои плоды. Род созидается через терпение. Раньше никогда не было разводов, нужно было терпеть до смерти. А сейчас: «Я ему терпеть не буду!». Когда ты терпишь безропотно, когда несешь свой Крест, тогда и венцы даются тебе и роду твоему.

Евангелие учит нас: «Люби через не могу». Наша задача направить развитие нашего рода так, чтобы наши дети могли продолжать реализовывать то духовное начало, которое мы закладывали примером своей жизни. Спаси вас, Господи! С наступающим праздником Рождества Христова!

проповедь записала, переложила в текст и опубликовала
Анна Ушацкая
6 января 2013