Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Свмч. Митр. Серафим

СЕРАФИМ, свмч., (в миру Чичагов Леонид Михайлович), митрополит Ленинградский (9.01.1856—28.11[11.12].1937), почетный член и член Совета Русского Собрания (РС), почетный председатель Аккерманского отдела Союза Русского Народа (СРН).
Родился в С.-Петербурге, в семье полковника артиллерии М. Н. Чичагова, правнук одного из первых исследователей Северного Ледовитого океана адмирала В. Я. Чичагова, внук морского министра, члена Государственного Совета адмирала П. В. Чичагова. Учился в 1-й С.-Петербургской военной гимназии, в 1870 поступил в Пажеский Его Императорского Величества Корпус, по окончании которого 4 авг. 1875 был произведен в подпоручики и в сент. того же года направлен для прохождения службы в Первую Его Величества батарею Гвардейской конно-артиллерийской бригады. Участник русско-турецкой войны 1876—77, отмечен боевыми наградами. В 1878 по возвращении в Петербург познакомился со св. прав. Иоанном Кронштадтским, ставшим для него непререкаемым духовным авторитетом. 8 апр. 1879 женился на дочери камергера Двора Н. Н. Дохтуровой, внучатой племяннице героя Отечественной войны 1812 генерала Д. С. Дохтурова, имел четырех дочерей Веру, Наталью, Леониду и Екатерину. Самостоятельно овладел медицинскими знаниями, изучил богословие, став энциклопедически образованным богословом. К 1890 был в звании гвардии капитана. Однако военная карьера его не удовлетворяла, и он решил оставить службу. Жена тяжело переживала это решение, но о. Иоанн Кронштадтский сказал ей: «Ваш муж должен стать священником, и вы не должны препятствовать избранному вашим мужем пути, так как на этом поприще он достигнет больших высот». 15 апр. 1890 уволен в отставку в чине гвардии капитана, а в следующем году, уже находясь в отставке, за годы прошлой безупречной службы и был произведен в полковники. К этому времени уже были напечатаны его литературно-исторические труды: «Дневник пребывания Царя-Освободителя в Дунайской армии в 1877», «Французская артиллерия в 1882», «Записки о П. В. Чичагове».
Выйдя в отставку, переехал с семьей в Москву и приступил к изучению богословских наук, готовясь к принятию священства. 28 февр. 1893 рукоположен в кремлевском Успенском соборе в сан священника и приписан к кремлевской синодальной церкви Двунадесяти Апостолов. В 1895 неожиданно скончалась Наталья Николаевна, оставив сиротами четырех дочерей, старшей из которых было 15, а младшей — 9 лет. О. Леонид привез тело почившей супруги в Дивеево и похоронил на монастырском кладбище. Вскоре над могилой была возведена часовня, и рядом с местом погребения матушки Натальи о. Леонид приготовил место для собственного погребения. 14 февр. 1896 назначен священником артиллерийского ведомства Московского военного округа. 14 авг. 1898, поручив воспитание дочерей двум доверенным лицам, он был пострижен в монашество с именем Серафим. В 1899 иеромонах Серафим был назначен настоятелем Суздальского Спасо-Евфимьева монастыря и возведен в сан архимандрита. Еще будучи священником, он занялся составлением «Летописи Серафимо-Дивеевского монастыря», которая явилась самым значительным трудом его жизни. Именно его дожидалась блаженная Паша Саровская, чтобы передать повеление прп. Серафима Саровского об открытии мощей. Используя свои связи в придворных кругах, архим. Серафим встретился с Государем Императором Николаем II и передал Ему материалы о прп. Серафиме. Несмотря на сопротивление большинства синодалов Государь настоял на канонизации. Архим. Серафим входил в состав комиссии Св. Синода, которая освидетельствовала останки, а после прославления написал краткое житие прп. Серафима (а впоследствии и Акафист Святому). Его труды были оценены по достоинству, 14 февр. 1904 архим. Серафим был назначен настоятелем одного из семи ставропигиальных монастырей Русской Церкви — Воскресенского Ново-Иерусалимского, оставив о себе память реставрацией знаменитого Воскресенского собора. 28 апр. 1905 в Успенском соборе Московского Кремля митрополитом Московским Владимиром (Богоявленским) в сослужении епископов Трифона (кн. Туркестанова) и Серафима (Голубятникова) хиротонисан во епископа Сухумского.
На Сухумской кафедре еп. Серафим пробыл недолго, и 3 февр. 1906 был переведен в Орел. Епископом Орловским и Севским он прослужил до 1908. В это время владыка деятельно занимался устройством церковно-приходской жизни, организовал в епархии приходские советы с возложением на них обязанностей церковной благотворительности. Начало епископского служения преосвящ. Серафима совпало с разгулом смуты. В 1905—07 революция была остановлена лучшими представителями Русского Народа, объединившимися в православно-монархические союзы. Не остался в стороне от монархического движения и еп. Серафим. Он был членом Русского Собрания (РС), в 1907—09 входил в состав ее руководящего органа Совета РС, а позднее был избран одним из 6 почетных членов РС. Был участником Четвертого Всероссийского Съезда Объединенного Русского Народа в Москве 26 апр.—1 мая 1907, в работе которого принял деятельное участие. Участвовал владыка и в деятельности интеллектуального штаба монархистов Москвы Русского Монархического Собрания. 16 сент. 1908 решением Св. Синода он был назначен епископом Кишиневским и Хотинским. Многими монархистами решение Св. Синода рассматривалось как ссылка, как месть еп. Серафиму за открытое и активное участие в монархическом движении. Однако хотя Кишинев и был окраиной Империи, но еп. Серафим не прервал связей с монархистами. Он оставался еще некоторое время членом Совета РС. Как один из самых авторитетных и активных участников монархического движения он был избран почетным председателем Съезда Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1909 («Восторговский» съезд). На съезде он возглавлял также отдел церковных вопросов, выступал с докладами о вероисповедных законопроектах и о православном приходе. В слове при закрытии поддержал прот. Иоанна Восторгова и архим. Макария (Гневушева) и пожелал им объединить все монархические силы России. Кроме того, еп. Серафим был избран почетным членом Аккерманского отдела СРН. 21 дек. 1909, освящая хоругви Союза, владыка сказал, обращаясь к монархистам: «Вы взяли в руки хоругви в доказательство вашей надежды на одного Бога. Сзывайте же народ на мирную борьбу с распространившимся злом в Отечестве, на защиту веры православной, для объединения под сению храмов. И тогда он на своих могучих плечах высоко поднимет помазанника Божия, русского Царя. И снова воссияет сила русская, создавшая великое государство не многочисленным войском, не золотом, а единственно крепкой верою в Сына Божия, Господа нашего Иисуса Христа». 16 мая 1912 еп. Серафим был возведен в сан архиепископа, а 20 марта 1914 назначен архиепископом Тверским и Кашинским.
Февральская революция 1917 застала архиеп. Серафима в Петрограде. Вернувшись в Тверь, он узнал, что епархиальный съезд духовенства и мирян постановил удалить его из епархии за строгое обращение с духовенством. С такой формулировкой отправляли на покой всех архиереев-монархистов. Осенью 1917 постановлением съезда духовенства и мирян он был все-таки удален с кафедры, а после захвата власти большевиками местный Совдеп принял решение выслать владыку из пределов Тверской епархии. Архиеп. Серафим участвовал в работах Поместного Собора Православной Российской Церкви, возглавлял отдел «Монастыри и монашество». По окончании заседаний Собора 17 сент. 1918 он был возведен в сан митрополита с назначением на Варшавскую и Привисленскую кафедру. Однако из-за сложившейся политической обстановки до к. 1920 он оставался за пределами своей епархии, пребывая в Черниговском скиту около Троице-Сергиевой лавры. Попытка получить разрешение на поездку в Варшаву к своей пастве завершилась тем, что 12 сент. 1921 владыка был арестован и помещен в Таганскую тюрьму. ЧК намеревалось отправить его в концлагерь под Архангельск. Хлопоты дочерей увенчались тем, что 16 янв. 1922 митрополит вышел на свободу. Однако чекисты вовсе не собирались отпускать его на волю. 25 апр. судебная коллегия ГПУ приговорила митр. Серафима к ссылке в Архангельскую обл. В Архангельске он пробыл до к. апр. 1923, а затем с разрешения ВЦИК переехал в Москву. Однако через год 16 апр. 1924 он был снова арестован секретным отделом ОГПУ, теперь ему поставили в вину организацию торжеств, связанных с канонизацией прп. Серафима Саровского. 8 мая Патриарх Тихон подал в ОГПУ ходатайство об освобождении находившегося в Бутырской тюрьме престарелого и больного митр. Серафима, ручаясь за его лояльность к существующей власти. Но только в июле владыка был освобожден. В это время власти приказали живущим в Москве архиереям покинуть город. И святителю пришлось пережить новое испытание, обрушившееся на него на этот раз со стороны настоятельницы Дивеевского монастыря Александры (Троковской), избранию которой в игумении более 20 лет назад способствовал он сам. После того как изгнанный властями из Москвы владыка обратился к игумении Александре с просьбой дать ему пристанище в Серафимо-Дивеевском монастыре, игумения отказала гонимому исповеднику. Митр. Серафима и его дочь монахиню Серафиму приняла игумения Арсения (Добронравова) в Воскресенский-Феодоровский женский монастырь, находившийся около г. Шуи.
Митр. Серафим поддержал митр. Сергия (Страгородского), решением которого 23 февр. 1928 для умиротворения паствы и преодоления «иосифлянского» раскола был назначен управляющим Ленинградской епархией. Свою первую литургию совершил в Спасо-Преображенском соборе, который он часто посещал будучи гвардейским офицером и в котором 8 апр. 1879 состоялось его венчание. По вторникам в Знаменской церкви у Московского вокзала, где был придел Серафима Саровского, митрополит читал акафист преподобному. Читал наизусть, а после акафиста беседовал с народом. В родном городе он прослужил 5 лет и 14 окт. 1933 указом Синода был отправлен на покой. 24 окт. он совершил свою последнюю службу в Спасо-Преображенском соборе и вечером выехал в Москву. В н. 1934 поселился под Москвой в д. Малаховка, а затем переехал на станцию Удельная, где арендовал полдачи. Глубокой осенью 1937 митр. Серафима арестовали. Ему было 84 года, и несколько последних дней он чувствовал себя совершенно больным. Чтобы отвезти его в Таганскую тюрьму, чекистам пришлось вызывать даже скорую помощь. 7 дек. тройка НКВД постановила: митр. Серафима расстрелять. 11 дек. неподалеку от д. Бутово рядом с Москвой он принял мученический венец.
Всю жизнь митр. Серафим боролся за чистоту Православия. Св. прав. Иоанн Кронштадтский незадолго до своей смерти, благословляя его в последний раз, сказал: «Я могу покойно умереть, зная, что ты и преосвящ. Гермоген будете продолжать мое дело, будете бороться за православие, на что я вас и благословляю». Будто провидя нынешние времена, незадолго до своего последнего ареста митр. Серафим говорил: «Православная Церковь сейчас переживает время испытаний. Кто останется сейчас верен святой апостольской Церкви — тот спасен будет. Многие сейчас из-за преследований отходят от Церкви, другие даже предают ее. Но из истории хорошо известно, что и раньше были гонения, но все они окончились торжеством христианства. Так будет и с этим гонением. Оно окончится, и Православие снова восторжествует».
Соч: Адмирал П. В. Чичагов. Записки о событиях его жизни и времени Императора Павла I // Русская Старина. 1883. Т. 38; Дневник пребывания Императора Александра II в Дунайской армии 1877—1878. СПб., 1885; Изд. 2-е. 1887; Изд. 3-е. 1902; Репринт. СПб., 1995; Записки адмирала Чичагова (Павла Васильевича), заключающие то, что он видел и что, по его мнению, знал // Русская Старина. 1886. Т. 50—52; 1887. Т. 55; 1888. Т. 58—60; Что служит основанием каждой науки. М., 1890; М., 1996; Доблести русских воинов (Описание из прошлой войны. Описание отдельных солдатских подвигов 1877—1878). Вып. I—II. Изд. 3-е. СПб., 1891; М., 1996; Медицинские беседы. Ч. I—II. М., 1892; Ч. III—IV. М., 1895; Репринт. М., 1999; Краткое содержание летописи Серафимо-Дивеевского монастыря. М., 1896; Зосимова Пустынь во имя Смоленской Божией Матери. Летописный очерк. М., 1899; Изд. 2-е. Сергиев Посад, 1912; Изд. 3-е. М., 1913; Житие прп. Серафима Саровского чудотворца. СПб., 1903; Летопись Серафимо-Дивеевского монастыря. Изд. 2-е. СПб., 1903.; Репринт. М., 1996;. Житие Евфимия, преподобного священно-архимандрита Суздальского чудотворца. СПб., 1904; Опыт возрождения приходской жизни в Орловской епархии // Прибавление к Ц. В. 1908. № 18—19; № 20; №21; Слово преосвящ. Серафима пред панихидою в сороковой день кончины о. Иоанна Кронштадтского. Б.м. 1909; Слово, произнесенное Преосвященным Серафимом 21 дек. пред молебствием в соборе и благословением хоругвей СРН. Кишинев, 1909; Живое слово пастыря к народу. Проповеди. Кишинев, 1910; Слова, беседы и речи с епархиальной хроникой и его распоряжениями. 1908—09. Кишинев, 1910; К вопросу о вероисповедальных проектах. К вопросу о православном приходе // Сб. Съезда Русских Людей в Москве 27 сент.—4 окт. 1990. М., 1910; Слова и речи Преосвященного Серафима (Чичагова) ныне епископа Кишиневского и Хотинского, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом с приложением составленных им Летописного очерка Зосимовой Пустыни и Жития прп. Евфимия Суздальского чудотворца. Кишинев, 1911; Слова и речи, произнесенные им в бытность его священником и архимандритом. Кишинев, 1911; О возрождении приходской жизни. Обращение к духовенству Тверской епархии. Пг., 1916; Доклад Отдела о монастырях и монашестве… Св. Собору Российской Православной Церкви. М., 1917; Резолюции его высокопреосвященства Серафима, архиепископа Тверского и Кашинского к журналам Епархиального съезда 12—17 дек.. 1917. Тверь, 1918; Да будет воля Твоя. Сб. М.—СПб., 1993.
Лит.: Дамаскин (Орловский), иеромонах. Мученики, исповедники и подвижники благочестия Русской Православной Церкви ХХ столетия: Жизнеоп. и матер. к ним. Кн. 2. Тверь, 1996; Житие свмч. митрополита Серафима (Чичагова) (1856—1937). СПб., 1997; Орловская епархия в 1906—08 при Преосвященном Епископе Серафиме (Чичагове). (С прил. его речей, докл. и писем). Кишинев, 1914; Пархомович И. М. Краткий очерк жизни и деятельности высокопреосвященного Серафима (Чичагова) архимандрита Кишиневского и Хотинского. Кишинев, 1913; Польский, о. М. Новые мученики Российские: Собр. матер. В 2 т. Т. 1. Репринт. М., 1993; Прощание Преосвященного Серафима с орловскою паствою и проводы его. Белев, 1908; Черная В. Митрополит Серафим (Чичагов) // Журнал Московской Патриархии. 1989. № 2.

Степанов Анатолий Дмитриевич

По материалам сайта rusinst.ru

Рубрика :