Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Проповедь настоятеля о исполнении заповедей. Сравнение Ветхого и Нового Заветов.

Во имя Отца, и Сына, и Святого Духа, Аминь! Сегодняшнее Евангелие повествует нам, как спросил Христа некто из начальствующих: «Учитель благий! Что мне делать, чтобы наследовать жизнь вечную?» Иисус сказал ему: «Что ты называешь Меня благим? Никто не благ, как только один Бог. Знаешь заповеди: не прелюбодействуй; не убивай; не кради; не лжесвидетельствуй; почитай отца твоего и матерь твою». Он же сказал: «Все это сохранил я от юности моей». Услышав это, Иисус сказал ему: «Еще одного не достает тебе: все, что имеешь, продай и раздай нищим, и будешь иметь сокровище на небесах; и приходи, следуй за Мною». Он же, услышав сие, опечалился, потому что был очень богат. Иисус, видя, что он опечалился, сказал: «Как трудно имеющим богатство войти в Царствие Божие! Ибо удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». Слышавшие сие сказали: «Кто же может спастись?» Но Он сказал: «Невозможное человекам возможно Богу». Петр же сказал: «Вот, мы оставили все и последовали за Тобою». Он сказал им: «Истинно говорю вам: нет никого, кто оставил бы дом, или родителей, или братьев, или сестер, или жену, или детей для Царствия Божия, и не получил бы гораздо более в сие время, и в век будущий жизни вечной».


Ветхозаветные заповеди приуготовляли людей к правильному пониманию духовной жизни. «Чти отца твоего и матерь твою, да благо ти будет, и да долголетен будеши на земли». Долголетие зависит не от правильного питания, не от свежего воздуха и даже не от хорошей экологии, а зависит, оказывается, от почитания и уважения старших. Секрет долголетия кавказких народов не в чистоте горного воздуха, а в том, что они воспитывают своих детей в почитании родителей. Если во времена Ветхого Завета человек выполнял все надлежащие заповеди, то он считался праведником, хотя внутри он мог быть как фарисей, исполнен всяческой нечистоты.


Далее Христос говорит: «Удобнее верблюду пройти сквозь игольные уши, нежели богатому войти в Царствие Божие». В древности Иерусалим был обнесен стеною, как крепость, и каждые врата имели свое название. Самые маленькие назывались «игольные уши», они были настолько узкие, что верблюд мог протиснуться в них только, если с него снимали всю поклажу. Дело в том, что многие современные религии, такие как иудейство, лютеранство, протестантизм и т.д., считают, что если человек богат и благополучен в этой жизни, то он уже достиг Царствия Божия. Вся западная культура, благодаря протестантизму, развивается именно в этом направлении: как можно лучше и благополучнее устроиться здесь, на земле. Но мы знаем, что если человеку удается достичь кое-какого богатства, то он не использует его для достижения Царствия Божия, чтобы кормить нищих, давать кров обездоленным и т.д., а использует его на удовлетворение собственных страстей. Поэтому Христос и говорит, что трудно богатому спастись, но это не значит, что богатство само по себе этому препятствует. Из русской историй мы знаем, сколько было богатых князей, которые на свои деньги построили прекрасные храмы и монастыри, сохранившиеся до наших дней. Вся красота и внутренне убранство храмов создавались на пожертвования, конечно, не бедных, а людей живших в достатке. Многие храмы на Руси были построены по обету, русские люди всегда понимали важность и значение жертвы на храм.

Новозаветные заповеди, которые дал Христос, помогают нам в корне  бороться со страстями. В Ветхом Завете говорится: не прелюбодействуй, а Христос учит, что кто только посмотрел и принял такую мысль, уже прелюбодействовал в сердце своем. Вся наша духовная жизнь происходит не внешне, а внутри человека. Господь говорит: «Из сердца исходят все помышления злые: гнев, зависть, лихоимство, осуждение, ненависть, прелюбодейство». Наше сердце – это поле брани, на котором идет непрестанная война с помыслами. Начинать надо всегда с малого, ограничить себя хотя бы в малом. Человек должен внимательно следить за собой каждый день. Стараться меньше осуждать, гневаться, завидовать и т.д. Если вчера осудил 10 раз, то сегодня хотя бы 9 раз. И так постепенно, человек будет искоренять свои страсти. В этом и заключается наша духовная жизнь – в очищении своего сердца от страстей. Сказано: блажени чистии сердцем, яко тии Бога узрят. Таким образом, человек приближается к Богу, а значит и к своему ближнему. Да просветит нас всех Господь и дарует разум творить Его Святую Волю. Аминь!

проповедь записали, переложили в текст и опубликовали
Татьяна Лыскова,
Ольга Легач,
Анна Ушацкая

27 января 2013