Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Проповедь настоятеля на прощеное воскресенье. Своя собственная исповедь.

После прощёного воскресенья все мы с вами вступаем в Великий Пост. Это время еще часто именуют период Святой Четыредесятницы. Ассоциации почти всего мира о посте связанны с едой. От чего эти ассоциации? Когда был сотворён первый человек Адам, заповедей не было никаких, кроме поста в еде. Этот пост и был нарушен первыми людьми. Из-за этого непослушания изменилась вся природа, изменился человек, изменилось взаимоотношение Бога с человеком.

Всё изменилось. Пост помогает нам это вспомнить, чтобы мы не нарушали заповедь, данную еще в раю первым людям. Эта неделя вспоминает Адамово изгнание. Все церковные песнопения имеют покаянный смысл "Сижу и плачу у врат Рая". Цель нашей жизни, чтобы войти в эти врата рая и жить там с Богом, с Пресвятой Богородицей, с Апостолами и всеми святыми от века населявшие землю. Чтобы туда войти, должно быть самое главное -  вера в милосердие Божие. Без веры входа туда нет, и чтобы человек доброго без веры не делал, эти дела будут касаться только земли.

А чтобы войти в Царствие Небесное, надо жить так, как сказал Христос. И два "весла" движут человека ко Господу -  это молитва и добрые дела. То и другое должно протекать синхронно, если человек молится и ничего не происходит, тогда он плавает по кругу. Если человек делает добрые дела и не молится, он тоже плывёт по кругу только в обратном направлении. Господь показал нам, как войти в врата Рая.

Конечно, своими силами мы никуда войти не можем, так как слаб человек и волей, и разумом, и духом во всём слаб. Но Господь, когда пришёл, Он дал нам надежду, сказав, что вам не возможно, то Мне возможно. Евангельские заповеди исполнялись и исполняются по нынешний день. Нам даётся время Великого поста, чтобы отвлечься как можно больше от всего земного и сконцентрироваться на делании заповедей Божиих. Деланье в молитве, делах, еде.

Нам всё должно напоминать, что идёт время Великого поста, и мы должны об этом не забывать. Всё, что мы делали в обычное время,-  всё это мы должны прижать и понять, что вместо нас самих подвиг поста никто не сделает. Это наше добровольное решение, наша жертва Богу.

Вот человек говорит: «Я не пью, не курю, не имею связи с женщинами … пока сижу в тюрьме». Есть такая поговорка - «невольник не богомольник». Если пост даётся легко - это уже плохо. Вот человек говорит: «Я ничего не ем, мне всё это легко». Так в чём тогда пост? В чём тогда твоя жертва?