Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Проблема привыкания к посту - моя или нет?

Привыкание к посту – или вообще к духовному деланию, как правило, связано с тем, что мы делаем пост самоцелью, начинаем представлять, что пост имеет ценность сам по себе. Сам по себе пост особой ценности не имеет. Это – аскетическое делание, некоторая помощь для достижения других целей.

Например, в пост я должен стать лучше для окружающих. Критерий правильности выбранного аскетического пути – то, что человек постепенно становится более мягок, милостив, человекоприемлив, люди больше значат для него. Вообще, признак всякого, кто продвигается на пути совершенства, состоит в том, что он видит каждого человека как бы Богом после Бога. 

А сам пост – это инструмент. Мы никогда не имеем прибыток по инструменту. Например, если мы строим дом, то не оцениваем, какие были приборы, но смотрим на сам дом. Сам по себе пост ценности не имеет. Но отказ от поста – это большая ошибка. Потому что этот инструмент продуман во многих планах. Во-первых, аскетически. Воздержание во многих смыслах полезно, и, если нет этого воздержания, то нет вообще никакой борьбы со страстями.

Кто бы ни говорил: «Я пощусь духовно», он ничего не делает. Поэтому сорок девятое Апостольское правило говорит: кто вообще не соблюдает поста, тот отлучается от Церкви. Потому что он вообще не христианин. Дело в том, что страсти, которые нас терзают, имеют некоторую структуру, последовательность. И в аскетической борьбе победа над страстями не может быть одержана без поста, просто не может.

Поэтому, если мы не постимся, то не делаем ничего. Кроме того, пост - это послушание. Это совсем не значит, что мясо или молоко – плохая пища. То, что в определённый день мы не вкушаем мяса, молока или какой-либо скоромной пищи означает послушание, через которое мы соединяемся с Богом, который нас об этом попросил. Об этом нас просила Церковь.

Это как с людьми: нас попросили о чём-то – мы сделали; и в итоге у нас устанавливается контакт, отношения. Мы готовы всегда идти навстречу: Церковь просит – и мы будем это выполнять, хотя иногда нам кажется, что в чём-то нет смысла. Кроме того, пост – это ещё и социальная нагрузка. Ведь в своё время, когда люди пришли в Землю Обетованную, Господь запрещал им вкушать свиное мясо. То есть, древние израильтяне не сидели за одним столом с язычниками, среди которых они жили; а если не сидели за столом, значит – и не общались серьёзно. То есть, они могли жить в среде развращённых людей и оставаться верными Богу.

Та же самая функция и у поста: у нас пост, и к тем, кто постом пренебрегает, Христа не чтит, нам неудобно ходить. Мы от них отлучаемся и пребываем в среде верных – нам легче в это время соблюдать заповеди. Мы отстранились от людей развращённых, живущих по принципу самоугодия – и нам легче жить по заповедям Божиим.

Поэтому проблема привыкания к посту заключается в том, что мы смотрим не в ту сторону. «Стал ли я лучше – лучше относиться к ближним, видеть свои грехи?» Надо смотреть по прибыткам, а не по инструменту.

автор епископ Каменский Мефодий
источник правмир.ру

подбор материала и публикация Анна Ушацкая