Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Преподобный Максим Грек

Один из образованнейших людей своего времени, преподобный Максим оставил после себя богатое литературное наследие, включающее экзегетические, полемико-богословские и нравственно-обличительные произведения. В основание постановлений Стоглавого собора легли многие его мысли об исправлении книг, о призрении бедных, об общественных пороках... Внес он существенный вклад и в дело развития русской правовой и политической науки. Однако и Россия оставила на судьбе преподобного Максима неизгладимый отпечаток.
Максим Грек (в миру Михаил Триволис) родился около 1480 года в Албании в семье богатого греческого сановника, получил хорошее образование, после чего отправился путешествовать по европейским странам, изучая языки и науки. В Италии Михаил сблизился с видными деятелями эпохи Возрождения. Здесь же он встречался с Джироламо Савонаролой, проповеди которого оказали сильное влияние на юношу.
В 1504 году он отправился в Ватопедский монастырь на Афон, где вскоре принял постриг с именем Максим и целиком отдался изучению богословия.
1516 год стал переломным в судьбе Максима.
В это время Великий Московский князь Василий Иоаннович, пожелав разобраться в греческих книгах своей матери Софии Палеолог, направляет Константинопольскому Патриарху просьбу о том, чтобы тот прислал ему ученого грека для перевода книг. Сначала было решено отправить в Москву ватопедского старца Савву, знавшего славянский язык. Однако
Савва был в столь преклонных летах, что мог просто не доехать до места, и братия вместо него снарядила в дорогу Максима, не принимая во внимание его незнание славянского языка. В сопроводительном же письме Mосковскому князю было указано, что Максим очень образованный и способный монах и «русскому языку борзо навыкнот».
В Москве Максима встретили с большим почетом и поручили для начала перевод Толковой Псалтири. С этой работой он при помощи посольских толмачей и писцов справился отлично и заслужил одобрение духовенства и награду от Великого князя. Максим Грек просил разрешения вернуться обратно на Афон, но его задержали в Москве, поручив продолжить перевод и исправление книг. Он перевел Толковый Апостол, книги Священного Писания и толкования на них, сочинения Василия Великого, Григория Богослова, Иоанна Златоуста, богослужебные книги.
В скором времени Максим Грек всё чаще стал критиковать местные нравы и многочисленные нестроения, резко противоречащие христианскому идеалу. Обрядовое благочестие, глубокое невежество и суеверие, подогретое повсеместным распространением апокрифической литературы, – всё это стало объектом его обличений. В противостоянии «иосифлян» и «нестяжателей» он принял сторону
последних.
В стан недоброжелателей Максима перешел митрополит Московский Даниил. Ко всему прочему Максим Грек выступил с резким неодобрением намерения Великого князя расторгнуть брак с супругой Соломонией. Всё это вкупе решило судьбу греческого переводчика. В 1525 году он был осужден церковным собором и по приговору, утвержденному
Великим князем, сослан в Волоколамский монастырь без права переписки и с запретом что-либо сочинять. Через шесть лет соборный суд отлучил Максима Грека от Причастия, отправив в тверской Отрочь монастырь, где он провел более двадцати лет.
Все просьбы афонской братии, послания Иерусалимского Патриарха и даже обращение Константинопольского и Антиохийского Патриархов от имени целого собора оказались безуспешными. Сам же преподобный воспринимал свои злоключения как «вериги Господа». В темнице Волоколамского монастыря углем на стене он даже написал канон Святому
Духу, который до сих пор читается за богослужением.
В последние годы жизни с преподобного Максима сняли церковное запрещение и разрешили причащаться. В 1553 году его перевели в Троицкую Лавру, где через три года он отошел ко Господу и был погребен у северо-западной стены Духовской церкви.
Местное прославление Максима Грека совершилось при первом Всероссийском Патриархе Иове в 1591 году, когда по благословению Патриарха были освидетельствованы мощи преподобного: «И открыша, и пойде от мощей его благоухание, и цело и невредимо тело его, и ризы бяше и мантия, и вся на нем покрывало не истле, и на персех руце его, и десная рука согбена крестом». Вскоре составили тропарь и кондак, а также службу преподобному, немного позже появились его иконописные изображения.
Над местом его погребения была создана пристроенная к Духовскому храму часовня – так называемая Максимова палатка, неоднократно перестраивавшаяся и разобранная в 1938–1940 годах.
В 1988 году во время празднования 1000-летия Крещения Руси на Соборе, проходившем в Троице-Сергиевой Лавре, среди новопрославленных русских святых канонизирован и преподобный Максим Грек. Оставался открытым вопрос о местонахождении его святых мощей. На момент принятия соборного решения о канонизации место могилы преподобного Максима на поверхности земли никак отмечено не было, поэтому возникла необходимость в археологических раскопках. Работами руководил археолог С.А.Беляев.
Перед началом раскопок 24 июня 1996 года духовник Лавры архимандрит Кирилл (Павлов) совершил молебен преподобному Максиму в Свято-Духовской церкви Лавры. За богослужением молились братия Лавры, воспитанники Московских Духовных школ и участники раскопок. Сначала с поверхности земли удалили вымостку из каменных плиток, по
которой постоянно ходили люди. Во избежание возможных ошибок раскапывалась большая площадь – около 10 на 6 метров.
Наконец у северо-западного угла Свято-Духовской церкви обнаружились фундаменты первой или одной из первых «палаток», сооруженных над могилой преподобного Максима Грека; поиск сосредоточился в основном внутри них. Работы усложнял грунт – сырая тяжелая материковая глина.
Около полуночи 30 июня из южной части раскопа почувствовалось благоухание (которое ощущалось еще несколько дней после), и через некоторое время показалась честна2я глава преподобного Максима. Работа продолжалась почти до двух часов ночи. Во вторник 1 июля о результатах проведенных работ и об обнаружении честных останков преподобного Максима Грека был сделан подробный доклад Святейшему Патриарху. Отмечалось, что исторические и археологические данные, а также явно ощущаемое благоухание надежно свидетельствуют о принадлежности мощей преподобному Максиму.
Его Святейшество дал благословение на антропологическое освидетельствование, которое ведущие специалисты Российской Академии наук и произвели 2 июля. При сопоставлении честно2й главы с древними изображениями преподобного Максима выявились черты сходства. Заключение антропологов в тот же день довели до сведения Святейшего Патриарха, который благословил поднять честны2е останки 3 июля 1996 года.
Мощи преподобного Максима были переложены во временную раку, приспособленную для переноса, и покрыты монашеской мантией.
Святейший Патриарх в сопровождении епископа Орехово-Зуевского Алексия, наместника Лавры архимандрита Феогноста и других священнослужителей, в том числе настоятеля подворья Афонского Русского Свято-Пантелеимонова монастыря иеромонаха Феоктиста, возглавил молебен преподобному Максиму Греку. При пении величания участники раскопок подняли и поднесли к краю раскопа раку с честны2ми останками святого, затем ее приняла братия Лавры и насельники московского подворья Свято-Пантелеимонова Афонского монастыря. Раку внесли в Свято-Духовскую церковь и установили на специально приготовленном месте посредине храма. (Подробнее о событиях тех дней рассказано в статье С. Беляева «Обретение святых мощей преподобного Максима Грека»// Журнал Московской Патриархии, 1996,  № 9.)
Обретение святых мощей преподобного Максима Грека стало большим событием для всего Православия, ведь преподобный Максим Грек почитается святым также в Константинопольской и Элладской Церквах.

Денис Туранский

По материалам сайта www.znamenie-hovrino.ru.

Рубрика :