Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Почитание Пророка Илии

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа! «Воздадите убо всем должная: емуже убо урок, урок: а емуже дань, дань: а емуже страх, страх: и емуже честь, честь» (Рим. 13: 7). С такими наставительными словами апостол Павел обращается к нам в одном из своих посланий, тем самым призывая нас к должному воздаянию вышестоящим над нами в этой земной жизни. Мы же сегодня собрались в храме Господнем не для принесения дани или податей, а ради принесения страха – то есть наиболее высшей степени почитания, уважения и чести тому человеку, почитания и чести тому мужу, который поставлен Господом очень высоко над нами, выше всех владык земли, – великому пророку Божию Илии.

Почитание мы приносим сегодня как дар ему, но всё же страхом исполняется наше сердце при самом чтении той книги, в которой говорится о делах этого великого мужа, – Третьей Книги Царств. В этой исторической книге Ветхого Завета повествуется о древних событиях, происшедших в IX веке до Пришествия в мир Христа Спасителя. Беззакония богоизбранного народа еврейского наполнили чашу гнева Господня: нечестивый царь Ахав и его жена – языческая жрица Иезавель развратили Израиль; они – эти цари, правители, призванные сохранять веру в Единого Истинного Бога, – сами стали проповедовать ужасное и мерзкое идолослужение, которое включало в себя человеческие жертвоприношения, в том числе убиение собственных детей и пожирание внутренностей; они своим примером учили оправдывать безнравственность и развращение.

Господь, видя отпадение Своего народа от истины и не желая ему конечной гибели, посылает пророка из города Фесвы по имени Илия, что значит «Бог мой», который смело идет к царю как к ответственному за грехи всего Израиля и грозно обличает его. Но не слышит царь Ахав, погубивший свою душу, слов Господних, уши его закрыты ложью и самообманом, лестью и похвалой подчиненных. Но есть у него, как и у каждого из нас, то, что нельзя обмануть лживыми словами и оправданиями, – это любезный для всех и лукавый владыка: чрево.

Мы знаем слово Господа: «Не хлебом единым жив человек, но всяким словом, исходящим из уст Божиих» (Втор. 8: 3; Мф. 4: 4), но эти слова – для верующего человека, который слово Господне услышит и хочет понять, а человек неверующий – глух духовно, и поэтому он чревом алчет лишь плотской и тленной пищи. Притом же главным идолом, которому поклонялись Ахав и народ израильский, был Баал – якобы покровитель плодородия и урожая, а значит – обеспечивающий своих почитателей наслаждением и довольством.

Так вот, если