Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Почему Господь говорит с нами притчами? Слово о. Сергия

В сегодняшний воскресный день мы слышали притчу о сеятеле. Господь часто в Евангелие говорит в притчах. Притчи - эта неотъемлемая часть человеческой культуры, мудрость многих поколений, попадающая прямо в сердце. Во времена Христа была основным художественным литературным жанром – и в устной, и в письменной речи. Притчи, относящиеся к православной христианской традиции, ценны тем, что воспитывают в нас самые главные качества: доброту, терпение, смирение и мудрость. В христианских притчах нет назидательных нравоучений. Они очень хорошо запоминаются благодаря необычному сюжету, неожиданным вопросам и ещё более неожиданным ответам, а также едва заметной иронией над человеческой гордыней и страстями. Как правило, православная притча не имеет описания. Развёрнутый сюжет в ней тоже отсутствует. Но в этом и заключается её первостепенная важность. Читатель сердцем принимает скрываемую за внешней лёгкостью повествования мудрость. Процесс чтения притчи позволяет задуматься об истинных целях и смысле жизни, тем самым, становясь одним из лучших способов встать на путь благочестия и спасения.

Очень часто ученики  Христа не понимают Его мысли, завуалированной в притчах, и  спрашивают Его, зачем он таким образом скрывает смысл от всех и не говорит прямо? Он отвечал, что людям дано внешним не дано знать, но только тем, кого Он избрал. То есть в первую очередь ученикам. Это касалось и известной всем нам притче о сеятеле, в которой подразумеваются люди разного духовного уровня и показывается, чего они удостаиваются у Царя Славы.  

Христос начинает объяснять притчу о сеятеле. Вышел сеятель, под ним подразумевается Бог, сеять пшеницу, которая есть слово Божие. Земля - это есть человек, который должен принять слово и взрастить его в себе. Он говорит, что одно семя упало о дороге и тут же прилетели птицы и поклевали это семя, другое упало при каменистой почве оно взросло, но не имело влаги и тут же засохло, другое упало в тернии и сорная трава заглушила ростки, другое упало в землю добрую и дало плоды в тридцать, шестьдесят, а иное и во сто крат.

Заканчивая притчу, говорит, что «кто имеет уши слышать да слышит!». И объясняет притчу апостолам, что сие ростки есть  четыре рода характеров людей. Те, кто при дороге - слушают слово, но как только отойдут, забывают его,  и враг тут же забирает его из сердца. Это те люди, которые хотят брать от жизни всё, пребывая в сладострастии и покое.  Семя, которое упало при каменистой почве и взошло там, но засохло, так как не имело влаги, - это те люди, которые увлекаются чем-то, но тут же всё бросают, это люди мечтатели, которые думают в своей жизни что-то сделать, но никогда ничего так и не достигают. Другое семя упало при тернии и заглушили тернии эти ростки, - это те люди,  которые много трудятся и добиваются своей цели, но цель у них земная не для Бога, не для спасения души, а ради чего-то земного. Тернии - это суета этой жизни, которая заглушает то самое главное, что нужно. Человек пребывает в суете, и в конечном счете ничего не делает для своей вечной жизни. Заканчивается притча тем, что доброе семя даёт плод в тридцать, в шестьдесят или во  сто крат. Кто имеет уши слышать, да слышит!

Христос говорит, что именно апостолом, Его ученикам дано знать тайны Царствия Небесного. Но не только к своим ближайшим ученикам обращается Христос. Через века Он говорит это каждому из нас. Кому же дано знать тайны Царствия Небесного? Почему, кто хочет слышать, тот слышит, а кому не дано, -  тот не слышит. Кто имеет уши - это тот человек, кто хочет знать, как он живёт, кто задается мыслью, для чего он живет, и со временем для такого человека Господь и открывает знания о Царствии Небесном, дает ему этот слух слышать и разуметь притчи Господни.

Слово Божие сеется для того, чтоб человек знал, что смысл жизни не в этом мире, а в вечном. Всё, что произрастает и имеет смысл вечный, то и будет жить вечно, а если всё в твоей жизни временно, -  тогда это умрёт и погибнет. Нам надо уметь понимать слово Божие. Мы сейчас чёрствые, грубые, ленивые,и часто не можем всё это преодолеть. Но иногда Господь дает нам благодать -   мы можем молиться, что-то делать во Славу Божию, а когда нет благодати, - тогда мы ничего не хотим  и не можем делать. И конечно, самое главное, - это стяжание  мирного духа посредством молитвы.

Мы должны молиться постоянно, еженедельно в храме, ежедневно дома, ежечаснов пути, что бы мы не делали, только таким способом мы можем привлечь Божественную благодать и только тогда Господь даст нам силы что-либо творить. Без Бога  - мы не что. Будем молиться, чтобы Господь давал нам всем благодать слышать слово Божие. Храни всех Бог! 

слово отца Сергия Райчукова после воскресного Евангелия на Божественной Литургии 26 октября 2014 г.

проповедь расшифровал и переложил в текст Михаил Яцола
записала, отредактрировала и опубликовала Анна Ушацкая