Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

О промысле Божием над каждым человеком. Слово настоятеля.

В сегодняшнем Евангелии рассказывается о Закхее. Это был мытарь, живший в городе Иерехон. Он собирал налоги в пользу Римской власти, которая на тот момент правила Иудее. Мытарей ненавидели лютой ненавистью, потому как они избирались из своего же народа для более точного и карательного взимания денег. И, как водится,  если кто-то не отдавал нужной суммы, то применялись насильственные или моральные меры. Всё было сделано для того, чтобы налоги в полном объеме поступали в казну Римской Империи.

Мы знаем,  что Христос вышел с проповедью, когда государство Израиль было оккупированно  римскими легионерами. Поэтому мытарь собирал налоги не для своего государства, а для римлян-язычников. Закхей, выполняя свою работу, очерствел сердцем к людям. И вот Евангелие нас очередной раз призывает, чтоб мы ни кого не судили. Ибо  чем бы человек не занимался, мы всё равно не знаем, что творится у него в душе, как происходит борьба за его спасение, как человек общается с Богом. Эти внутренние человеческие чувства всегда остаются   за гранью нашего понимания.

В течении жизни, в определённые её моменты, мы то чаще обращаемся к Богу усиливая ,например, молитву и пост, то попускаем себе некую "разболтанность", на службу не ходим, в большей степени грешим. Происходят некоторые колебания в духовной жизни. Мы можем осудить человека, а он через некоторое время в разы поднимется чем мы, а осуждающий так и останется с грехом. И Закхей яркий тому пример. В последствии он станет ближайшим из 12 учеников и апостолов Христа и первым напишет Евангелие. Только во Христе он уже нам известен как Матфей.

Возвращаясь к истокам прихода Закхея к Истине вспомним, что когда он услышал, что в город пришел с проповедью Христос - человек праведный не имеющий не одного греха. Закхей очень хотел Его увидеть. Но будучи маленького роста, залезает на дерево по пути идущей толпы, которая всегда окружала Спасителя.  И вот когда Христос проходил мимо этого дерева, то  сказал: "Захей, слезай оттуда, потому что Я хочу пойти к тебе домой и разделить с тобой ужин". Такие были слова Спасителя.

И вот Он заходит в дом к Закхею, и жизнь мытаря меняется на глазах. Он начинает всех принимать, угощать, прислуживать за столом и в порыве радости от посещения Христом его дома говорил, что пол имения своего раздаст нищим, а кого обидел, то возвратит четверицею (в четыре раза больше). Это Евангельское повествование о Закхее читается всегда при освещении жилья. Ибо здесь вспоминается, как Господь входит в дом через присутствие свещенника, через окропление святой водой, через помазывание елеем, через молитву.

Закхей ведь не просто так сказал, что пол имения раздаст нищим. Он услышал слово и его коснулась сила Божия, от этого он стал готов жить по-христиански, как Христос заповедовал. Христос же одобряя его действие сказал, что сегодня в этом доме произошло спасение ибо пришел Я «спасать не праведников, а грешников».

Тут очень интересная фраза. Например, мы кого-либо осудили и считаем себя правыми, так вот Господь к нам не придёт, ибо он приходит к грешникам, а не праведным, коим считает себя осудивший. И вот почему в православии особое место отводится на покаяние. Кто-то чувствует себя погибшим и кается. К тому Господь и приходит. Обращаясь к житиям святых, мы убеждаемся что основная масса подвижников провела много времени в покаянии и молитве. Храни всех Господь!

Проповедь записала Татьяна Лыскова
Расшифровал и отредактировал Михаил Яцола
Опубликовала Анна Ушацкая