Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

О делах милосердия в жизни духовной. Слово настоятеля.

В сегодняшнем Евангелие мы слышали притчу о милосердном самарянине. Некий человек шел по дороге, его избили и отобрали всё, что у него было, включая одежду, бросили в кусты возле дороги и скрылись. Много людей прошли мимо, включая левита и священника, - представители особо почитаемого в Древнем Иерусалиме класса в обществе. Они видели окровавленного человека, но сделали вид, что к ним это не имеет никакого отношения. 

И так продолжалось, пока этого страдальца не увидел шедший по дороге самарянин. А самаряне в ту пору были презираемы иудеями и почитались уклонившимися в еретическое поклонение Богу. Увидев несчастного, он остановил свой путь и начал оказывать ему первую помощь: поднял этого человека, прикрыл его наготу, раны смазал елеем, взвалил его на свой скот, повёз в ближайшую гостиницу, снял для него номер, положил этого человека, снова обработал раны, дал владельцу гостиницы денег на содержание этого больного. Сказал, что на своем обратном пути заедет и доплатит, если будут еще какие-то дополнительные расходы.

Почему Христос рассказал эту притчу? Потому что один законник спросил Христа, кого считать ближним своим. Давайте попробуем разобраться, что можем мы взять в свою духовную копилку из этой притчи. Лежит несчастный окровавленный побитый человек, а мимо проходят люди, которые, между прочим, учат народ милосердию, призывая делать добрые дела. Но в жизни получилось так, что кто больше всех говорил и проповедовал о делах любви и милосердия, прошел мимо. Самарянин же,которого евреи не считали единоверцем  не просто не прошел мимо, но и посвятил часть своего времени и кусочек жизни незнакомому, но в беде пребывающему человеку. Христос, обращаясь к слушающем Его, спросил: «Кто несчастному оказался самым ближним?».  Ему говорят: «Конечно тот, кто оказал милосердие». Христос отвечает: «Вот если ты хочешь стать ближним кому-то, то иди и делай так же».

А мы чаще поступаем наоборот. Мы в большей части хотим от ближнего чего-то получить, нежели дать. Мы забываем, что слово «должен» христианин может направлять только к себе, но не к окружающим тебя людям. А в нашей жизни часто получается наоборот. Все вокруг нам чего-то должны.  Очень часто мы и не знаем, кто нам ближний, а он есть, но важно чтобы мы были ближними кому-то и чтобы им стать надо не просто отделаться от какой-то просьбы или доброго дела, а душу свою вложить. На западе люди специфически решили проблему с милосердием.

Я не говорю, что это единственно верный способ. Но как один из видов милосердия имеет полное право на существование.  Создано огромное количество различных по отраслям и специализациям благотворительных фондов. Здесь представлены, наверное, почти все категории нуждающихся -  помощи матерям военнослужащих, детям, инвалидам и др. и каждый человек туда может послать денежку. Наша страна тоже учится у Запада определенным вещам, и благотворительные фонды одно из этих новых направлений милосердной деятельности. Конечно, тут здесь есть ряд своих проблем. Одна из них такова, что пока у населения нет доверия к благотворительным фондам. К сожалению, были ряд прецедентов, которые испортили репутацию о честности распределения поступающих средств. Будем надеяться, что в этой области в скором времени все станет прозрачно. Вторая наиболее часто встречающаяся проблема заключается в фанатичности некоторых сотрудников. Человек, например, имеет возможность пару часов в неделю уделять своего личного времени на дела милосердия (например, приходить в больницу и помогать медсестрам), а ему предлагают окунуться в эту деятельность с головой и чуть ли не все имущество продать.

То есть золотой середины найти трудно. Понятно одно, что для совершения спасения мало только одной молитвы, хождения в храм и Святого Причащения. Нужно творить дела милосердия. Это и будет второе весло в жизни духовной. А только два весла дают лодке возможность плыть прямо, иначе получается движение по кругу. Братья и сестры, нам надо обсуждать и думать о том, как нам осуществлять дела милосердия на практике. Священник только может призвать на такое делание, а как воплощать его в реальной жизни, надо решать уже самому. Поздравляю вас с воскресным днём и желаю помощи Божьей на пути спасения души.

проповедь расшифровал и переложил в текст Михаил Яцола
записала, отредактировала и опубликовала Анна Ушацкая