Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Опыт преп. Иоанна Лествичника: путь на небо начинаем с малого. Слово о. Сергия

Четвертая неделя Великого Поста называется неделей преподобного Иоанна Лествичника – половина поста позади, всё меньше времени остаётся до Пасхи. Иоанн Лествичник является одним из аскетов живших в VI веке. В шестнадцать лет он ушел на гору Синай, где в ту пору процветало монашество. Вскоре он стал иноком, и  прожил в уединении сорок лет. Господь наградил его самым высоким даром Духа Святаго – он стяжал дар рассуждения. Много к нему приходило монахов за душевным исцелением и помощью в духовной брани. Однажды его стали упрекать, что он тщеславится, много говорит. И преподобный Иоанн замолчал на целый год пока духовно истощавшиеся монахи упросили его поговорить с ними и дать им душевную пользу.

Один игумен попросил преподобного Иоанна написать душеполезное учение для монахов и он написал Лествицу, которой мы до сих пор руководствуемся в духовной жизни. Лествица  в переводе «лестница» - это тридцать ступеней, как мера совершенного возраста Христа. Эти ступени, кто ищет совершенной жизни, должен постепенно проходить одна за одной. Нельзя перепрыгнуть с одной ступени на другую, люди которые действительно хотят знать что такое аскетическая жизнь должны непременно с этим ознакомиться.

Был случай в советской тюрьме, когда один слепой монах знал Лествицу наизусть, и когда люди приходили к нему за советом он отвечал им глава такая-то стих такой-то. Человек находил главу и стих из Лествицы и спрашивающий действительно находил ответ для себя, на столько эта книга обладает даром рассуждения, что человек может найти ответы на все вопросы.

Первая глава начинается отвержением от мира. Он говорит: «Если ты хочешь угодить Богу и чего-то достичь в духовной жизни, надо отвергнуть этот мир». Нельзя переступать с одной ступени на другую ступень перепрыгивая с первой на пятую с пятой на десятую и сразу на последнюю, а последняя ступень - это любовь, совершенное и бесконечное состояние.

Можно сравнить духовную неправильность взяв в пример протестантов или пятидесятников. Если зайдёшь в их храм они делали так называемую "бомбардировку любовью"-  сразу начинали тебя облизывать со всех сторон, ублажать, показывать свою любовь к тебе. Осуждали православных. Так как если ты зайдёшь в православный храм, такой любви ты не увидешь, а наоборот, столкнешься со строгим взглядом бабушки, после которого не захочешь в храм возвращаться.

Мы сейчас говорим о крайностях, но и такое бывает. Человек, не зная что такое любовь,  может о ней только мечтать и то, что протестанты показывали, можно назвать просто прелестью. А прелесть - это принятие лжи за истину. И если протестантский мир отверг учения святых отцов, можно сказать, что они в духовном развитии ничего не понимают. Господь сам говорит «отдай плоть и кровь и прими дух».

Когда человек начинает служить Богу, он должен сделать первый шаг - это отвергнуться от этого мира во всех отношениях. Духовный принцип людей «стараться хранить свою совесть», то есть быть в мире со всеми. И если совесть нас иногда обличает, когда мы нагрубили где-то что-то не так сказали - вот это беспокойство нам не даёт покоя, то монах или человек ищущий совершенства в этой жизни он от спокойной жизни отказывается и вступает в борьбу с тёмным демоническим миром. Монах, идя на этот подвиг, должен понимать, чего он делает.

В сегодняшнем Евангелии в заповедях блаженства Господь говорит первую заповедь «блаженны нищие духом». Блаженны – значит «счастливы». В то время, когда Христос говорил блаженные нищие духом ими являлись те люди, которые отвергнув все в этой жизни ждали прихода Мессии. А таковых людей в тот момент, действительно, было много.  А что мы? Нам нужно всегда начинать ограничивать себя с малого.

Например, как научиться презирать то, что нам этот мир предлагает? Возьмём телевидение. Там есть много полезных передач, но также и много вредоносных, бестолковых и глупых. Поэтому, когда человек начинает смотреть глупые сериалы, он незаметно входит в образ и начинает тупеть. Вот для начала можно отказаться от просмотра такого рода передач, а вместо этого почитать того же Иоанна Лествичника, хотя бы один абзац и этого будет достаточно на один день. Мы можем читать его годами и с каждым днём мы будем всё больше и больше богатеть, богатеть в Бога.

Будем приобретать всё больше и больше сокровищ, которых ни один тв канал нам не покажет. Одна праведная мысль может спасти человека, а неправедная погубить навечно. И таких мыслей у святых отцов полно и, принимая каждый день понемногу такого рода мыслей, мы будем с каждым днём всё больше и больше расти. Помоги всем Господи начинать свою жизнь с малого. Храни всех Бог!

проповедь расшифровал и отредактировал Михаил Яцола
записала и опубликовала Анна Ушацкая
Архив от 4 апреля 2014 года