Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Минуло Вербное воскресенье. Подводим итоги поста.

На вербном воскресенье кончается Великий Пост и начинается дополнение - страстная седмица. Как быстро летит время: кажется, только начался пост, и вот уже он подходит к концу. Можно потихоньку начинать делать анализ того, как мы провели пост и в какую сторону изменились.

Часто получается, что православные люди делят себя на две половины: одни воцерковлённые, а другие крещёные. А какая разница? Если поразмышлять воцерковлённый человек знает, как правильно креститься, как подать записку, отличает дьякона от священника и т.п. Но чем он лучше такой человек от невоцерковлённого? И часто между нами преподносится, что воцерковлённый -  это хорошо, а невоцерковлённый плохо. Но это не так! Воцерковлённые люди даже чаще бывают злыми и озлобленными, чем невоцерковлённые. И время Великого поста нам это больше всего открывает. Например, я пощусь, а они нет. И начинается злоба. Я хожу в храм, а они нет, - опять злоба. А почему они не ходят в храм? Я хочу, чтоб они ходили. Это наша гордыня, эгоизм говорит в нас. Мы хотим, чтоб всё было по-нашему.

А Великий пост не для того чтоб мы кого-то заставляли, понуждали. Мы должны понуждать только одного себя! Пост для меня лично и больше не для кого! И что я ем и что едят другие - это не столь важно, главное, что я в этот Пост приношу в жертву Богу. В Великий Пост начинается в нас духовная борьба. И часто православные подмечают такое, что те грехи, которые они обычно не делают в течение всего другого времени, начинают совершать именно в Великий Пост.

После Пасхи не будет в нас такой борьбы, раздражения, которое бывает почему-то в период Великого Поста. А почему так происходит? Ведь идёт борьба. Христос сказал: «Дьявольский род изгоняется только молитвой и постом». А понятно что в нас "этот" сидит у кого маленький, у кого побольше и надо его выгнать за период поста. А он что уходить хочет? Вот нас и трясёт от всего этого дела т.к. никто своё удобное помещение, сделанное под себя, покидать не хочет.

Осталась последняя неделя и как только мы раздражаемся и начинаем суетиться мы проигрываем битву, это мы сдаёмся ведь он хочет там сидеть. И эта борьба идёт на протяжении всей Четыредесятницы и её в своё время переживал Сам Христос.

Если мы вспомним Евангелие, как Он ушел на сорок дней в пустыню, но в отличие от нас Он все сорок дней вообще ничего не ел и не пил, а в последние дни он взалкал - очень сильно захотел и пить, и есть. Явился к Нему дьявол и начал искушать Его, преподнося разные искушения. Говорил: «Ты ведь Бог, преврати эти камни в хлеб да наешься». И нас дьявол тоже искушает: «Сходи и наешься или ответь, как положено, если тебя обижают, не давай себя в обиду».  Дьявол искушает любого человека который пытается провести жизнь, как Христос жил и учил. Христос постился и мы постимся.

И выходит, что бОльшая часть поста уже позади, а похвастаться нам особо нечем, нигде мы не победили. Ну в лучшем случае, где-то победили себя в еде, а в остальном пост так и не удался. В эту неделю надо попытаться исправить, то что не удавалось исправить во весь период. Братья и сестры, хотелось бы, чтоб время Великого Поста и Страстной недели стало подвигом для наших душ. И чем больше усилий мы тратим на борьбу с самим собой, тем больше награда и там на небе,  и тут на земле в день Светлого Христова Воскресения. Храни всех Господь!

проповедь расшифровал, переложил в текст и отредактировал Михаил Яцола
записала и опубликовала Анна Ушацкая