Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
На краю Ярославской области, в 15 километрах от поселка Петровск, расположенного на трассе Москва — Ярославль, в полузаброшенном селе Годеново возвышается на пригорке красивый каменный храм во имя святителя Иоанна Златоустого. Храм этот принадлежит подворью женского Переславского монастыря. В нем хранятся великие православные святыни — Животворящий Крест Господень, явившийся с неба, и чудотворная икона Николая Угодника.
Добраться общественным транспортом до Годеново крайне трудно. Сначала надо ехать междугородным автобусом от Москвы в сторону Ярославля. Далее, не доезжая до конечной остановки, высаживаться в Петровске и ловить местный автобус, который ходит всего лишь три раза в сутки. Да и то, частенько бывает, рейсы отменяются. Но тот, кто по милости Божией все-таки достиг этого святого места, погружается в беспредельную благодать и благодарит Господа за такую открывшуюся милость.
О явлении Чудотворного Распятия, повествование о котором дается по сохранившемуся изданию 1874 года, а также о свидетельствах благодатной помощи его в наши дни мы расскажем благочестивым читателям с благословения игумений Никольского Переславского женского монастыря матушки Евстолии.
Одиннадцатого сентября 1667 года боголюбивый окольничий московский князь Петр Лукич, узнав про чудотворный образЖивотворящего Креста Господня и Чудотворца Николая, отправился поклониться им в Ростовский уезд на Никольский погост, «что на болоте». Добравшись до Никольского погоста, он вошел в церковь Николы Чудотворца, где находилось Распятие Господне. Взяв у служившего иерея благословение, князь стал расспрашивать о чудесах Животворящего Креста: каким образом он явился, в какое время и кто был тому свидетелем. Иерей же ему отвечал: «Я слышал от прежних иереев про чудеса, происходившие от Креста Господня, но это было в прежние времена, по произволению Божию. С тех пор, по нашим грехам, свидетельств письменных тому не сохранилось.
Святая Божия церковь Николы Чудотворца сгорела полностью, а вместе с ней церковные книги и книга о чудесах Распятия Господня». Услышав это, опечалился князь Петр Лукич, но не успокоился и снова стал допытываться про чудеса Животворящего Креста, которых жаждала знать душа его. Иерей же сказал: «Вряд ли вы что-либо узнаете». Услышав такой равнодушный ответ, вознегодовал князь: «Как же вы, священники, служите в церкви, а радения не имеете и не сохраняете святые предания! Об этих чудесах я слышал от посторонних людей, от прадедов моих и многих священников. Они рассказывали о том, как в Никольском погосте благодать Божия чудесно открылась, а вы своим забвением и небрежением такую великую благодать Божию оставляете. В прошлом я, многогрешный, был назначен генералом по личному указу великого Государя и отправился со своим полком в дальние страны, далеко за город Киев, оберегать границы русские от государевых неприятелей.
Два года находился я в тех землях со своим полком, а в моем полку были люди всяких чинов, и они мне рассказали, как приходили поклониться в Никольский погост Животворящему Кресту и Николаю Чудотворцу, а также поведали мне о многих чудесах и исцелениях, исходящих от Животворящего Креста и чудотворца Николая. Узнав о дивных чудесах, я дал себе обет приехать в Ростовский уезд и помолиться Животворящему Кресту и чудотворцу Николаю, когда Бог и великий Государь изволят освободить меня от службы. И вот я, многогрешный, вместе со своей княгиней и домочадцами прошел долгий путь, претерпел в дороге множество трудностей, но добрался до образа Животворящего Креста Господня. И захотелось мне подробнее, во спасение своей души, из уст самого священника услышать рассказ о чудном явлении, чудесах и исцелениях, исходящих от великой святыни. Скажи мне, иерей, хоть на память, что ты знаешь о чудесах?» Не многое припомнил священник. Далее, восхвалив Бога и великого угодника Николая, он совершил молебное пение у Животворящего Креста Господня и остальных икон. Потом благословил князя на поиски свидетельств чудес Животворящего Креста и Николая Чудотворца. Петр Лукич собрался в обратный путь, обещаясь в скором времени снова приехать ко образу Господню.
Иерей же, проводив и благословив на прощание паломника, скорбел о словах, сказанных князем. Он вернулся в церковь, с кротостью помолился Кресту Господню и сразу отправился в Ростов. Там в монастыре царевича Петра жил игумен Исайя, который мог рассказать о чудесах Животворящего Креста, так как он был рожден и воспитан в Никольском погосте, где когда-то жили его дед и отец. Испросив благословение у преподобного игумена, иерей сказал: «Поведай мне, святой отец, откуда и как явился Животворящий Крест Господень в Никольском погосте?» — и рассказал историю и просьбу князя, который специально приехал издалека, чтобы узнать о чудесах Животворящего Креста. Тогда преподобный отец отвечал:
— Я, многогрешный игумен, слышал о явлении Животворящего Креста от своего отца священносхимонаха Игнатия и священносхимонаха Варлаама, которым это повествование было передано от их родителей.
Давно неким пастухам, пасшим на поле скот близ того болота, где ныне находится Никольский погост, явился с греческой стороны неизреченный свет, изливающийся с неба на землю. Этот свет установился над болотом. Пастухи, увидев такое преславное чудо, сначала очень испугались, но когда поняли, что это сила Божия явилась им и показала чудо, то решили приблизиться к тому месту, откуда исходил свет. Они сказали: «Пойдем и посмотрим, какое нам чудо являет Бог, увидим и проповедуем славу Божию». Оставив скотину в поле, пастухи отправились к болоту, над которым исходил неизреченный свет. Путь их был нелегок, потому что те места были совершенно непроходимые ни для человека, ни для скота.
Им пришлось преодолеть и топи великие, и деревья высокие, и чащи густые. Наконец они добрались к неизглаголанному свету и увидели посреди него в воздухе Животворящий Крест с образом Распятия Господня, а перед ним - чудотворец великий Николай со Святым Евангелием, который встал близ пастухов на болоте. От страха пастухи надолго пали ниц, словно мертвые. Но когда Божественная сила укрепила их и они пришли в себя, то голос Божий, исходящий от Распятия, воззвал: «Будет на сем месте благодать Божия и дом Божий; аще кто с верою приидет помолитися, будут многие исцеления и чудеса от Животворящего Креста молитв ради чудотворца Николы. Шедше проповедите сия всем людем, чтобы на сем месте людие поставили церковь Мою».
Пастухи вняли гласу Божию и возвратились на поле к своему стаду. Придя же домой, они поведали о явлении Креста Господня и чудотворца Николы односельчанам, рассказав все как было по порядку: и как воззвал голос от Распятия Господня, и как Он повелел поставить церковь Божию на том месте, где явился Крест, и про исцеления и чудеса, исходящие от Распятия, и как они от страха и ужаса пали на землю, словно мертвые, на несколько часов. Молва о том чудесном явлении, происшедшем с пастухами, дошла до Ростова, и епископ, узнав о чуде явления Животворящего Креста Господня, возблагодарил Бога. Православные стали просить епископа и весь священнический чин о строительстве церкви Господней и чудотворца Николая на том самом месте на болоте, где было явлениеЖивотворящего Креста Господня и чудотворца Николы. Архирей, дав благословенную грамоту, повелел создать церковь Божию во имя святителя и чудотворца Николая с приделом происхождения Животворящего Креста Господня.
По благословении архиерейском, зодчие решили на указанном месте заложить церковь, но не могли это сделать, потому что место было непроходимое, и тогда заложили церковь рядом с болотом. В первый же день они воздвигли три венца церкви. В конце дня, утомившись от трудов, мастера уснули недалеко от своего строительства. Проснувшись на следующее утро, они пришли на прежнее место, но начатой накануне постройки там не нашли. Мастера были удивлены. Вдруг они заметили над болотом — именно там, где было чудное явление пастухам, — неизреченный свет. Они направились к пречудному свету и увидели основание церковное, стоящее прямо на болоте, и посреди основания второй раз явился Животворящий Крест.
Они услышали голос, исходящий от него: «На сем месте поставите церковь Мою, и будет гора велика и чудеса многа произыдут с верою приходящим помолитися, и будут многа исцеления». В ту же ночь образовался посреди болота поток, который вынес, превратившись в реку, всю болотную воду с указанного места. И там образовался холм, на котором уже без трудностей, мастера смогли воздвигнуть храм Божий. А чудный образ Животворящего Креста, явленный дважды, остался стоять посреди церкви. И была людям великая радость, как и до сегодняшнего дня. Всем приходящим с верою он дает по молитвам чудесные исцеления. Божиим Промыслом Пресвятой Крест явился на болоте так же, чудесно как и образ Пресвятой Богородицы, пришедший из Иверского царства на святую гору Афонскую.
По окончании строительства святой церкви священники с приходскими людьми просили во граде Ростове у прежде помянутого епископа благословения на ее освящение (Освящение произошло в 1423 г. архиепископом Ростовским Дионисием (см. А. Титова). Архиерей, услышав о чудесном перенесении основания церкви, прибыл сам со священным собором к Распятию Господню, и, припав на землю пред Крестом, со слезами воскликнул: «Какую Тебе, Владыко, принесу хвалу от недостойных своих уст и которыя воздам Ти молитвы, яко сподобил мя еси недостойными устами пречистыя Твоя нозе лобызати?!»
Сотворив молебен, архиерей повелел звонить во все колокола и поставить чудный образ Креста Господня в новосозданной церкви одесную царских врат. И было совершено освящение Божией церкви.
После этого с великою радостью он вернулся в Ростов на свой престол и не переставал прославлять чудеса Животворящего Креста и чудотворца Николу. По многим городам и весям пошла слава про чудеса Распятия Господня и исцеления, которые по сей день даются всем людям, с верою к нему притекающим. Архиерей благословил на первом месте, где сначала была заложена церковь, поставить часовню на погребение странников, которая стоит и до сего дня.
Так было во времена происхождения рукописи «Сказания о явлении Креста», то есть до первой четверти XVIII столетия. Но ныне нет и следов этой часовни. От времен явления Креста остался, по свидетельству предания, только полуиссохший пень сосны, который, кроме того, указывает и на место первоначального основания церкви.
С тех времен прежние священнослужители записывали в книгу чудеса, происходящие от Животворящего Креста и чудотворца Николы. И долго бы простояла та святая церковь первозданная, построенная из прочных дубовых бревен, но Божиим произволением, по нашим прегрешениям, случился пожар, и церковь полностью сгорела. При пожаре священнослужители и миряне сначала стали спасать святые иконы: успели вынести из огня все местные иконы. Но когда они вошли в святую церковь, чтобы забрать образ Животворящего Креста, то не смогли святое Распятие сдвинуть с места: не изволил Животворящий Крест Господень быть изъят из церкви. Едва сами смогли они спастись, выбежав из охваченного огнем здания. Все святые книги и ризы церковные без остатка сгорели, и сгорела святая Божественная книга Животворящего Креста Господня со свидетельством чудес. Пожар охватил храм, поднялась сильная буря, и уже невозможно было отстоять от огня святую церковь.
Люди в бессилии отступили от нее, издалека наблюдая за пожаром и молясь в сокрушении и с сердечным воплем: «Владыко Господи Иисусе Христе Боже наш! О, Животворящий Кресте Господень! Мы согрешихом, беззаконнии рабы Твои; не изволил Ты нам, грешным рабом Твоим, пречистый образ Креста Твоего вынести. И ныне, Владыко Господи Боже наш, кого призовем в помощь нашу, и кто нас спасет и помилует, и кто нас избавит от всяких напастей и бед, и уже нам, грешным, пречистого образа лица Твоего не видати...» Долго стеная, молились люди с горькими слезами. В великой печали разошлись они по домам. В скором времени, когда пожар затих, пришло на пепелище множество народа. Люди стали искать в пепле уцелевшие церковные вещи из железа и меди. Разгребая пепел, они нашли в нем Пречудесный Крест Господень совершенно невредимым — огонь его даже не коснулся. В радости народ воскликнул: «О, Пречестный и Животворящий Крест Господень! Которую мы хвалу, грешнии, принесем или которая благодарения или какия недостойнии воззовем песнословия пречистому имени Твоему, аще нас, сирых, не оставил еси, но сподобил еси нас, грешных, пречистый образ Твой паки видети».
Священники же и служители этой церкви повелели звонить во все колокола, чтобы собрать весь народ возблагодарить Бога за такое преславное чудо. Иерей стал служить молебен. Было принесено множество больных, пришли люди, всякими скорбями одержимые. Повелел иерей написать имена всех скорбных, пришедших к пречистому образу Животворящего Креста. И подал всем Господь Бог исцеление: хромым хождение, слепым прозрение, недужным здравие. Иерей освятил воду и поставил с подобающею честью Крест Господень в пречестном месте. Вскоре иерей вместе с приходскими людьми просил у архиерея благословения на возведение новой церкви. Архиерей повелел соорудить храм на прежнем месте. И когда построили и освятили новую церковь Николая Чудотворца, то сначала внесли в нее пречудный образ Святого Креста и поставили его одесную царских врат.
"Так стоит он и до настоящего времени — по правую сторону царских врат, если смотреть в церковь из алтаря, или за северными, левыми дверями алтаря, если смотреть с противоположной стороны церкви. Святой Крест помещается под сенью, изящно украшенной фестонными фигурами. Резное изображение на нем Спасителя — в человеческий рост. Крестное дерево, терновый венец на главе Распятого и препоясание щедро украшены золотом, серебром, яхонтами, изумрудами, алмазами и жемчугом. На верхнем конце Креста изображены церковного стиля буквами греческие слова «ОБРАЗ КРЕСТА».
Сам образ Божественного Страдальца вырезан из липового дерева.
Печать отдаленной древности лежит на святом изображении, но несмотря на давность существования Креста и недолговечность вещества, из которого он сделан, время не смеет коснуться изображения Того, Кто неприкосновен существом Своим: оно доселе сохранило первобытную свежесть. И простота материала не помешала художнику изобразить священную идею с искусством высоким, так, что не один вид Распятого, но и самое выполнение художественной мысли возбуждают в зрителе глубокое благоговение ко святому изображению. Чистота отделки, естественность изображения и высота мысли, художественно воплощенной в веществе, не принятом для произведений скульптуры, свидетельствуют о высокой степени развития этого искусства в отечестве художника, из-под резца которого вышло святое произведение.
Вязь на Кресте «ОБРАЗ КРЕСТА», начертанная, вероятно, уже позже, неопытным подражанием, полурусскими буквами по изгладившемуся или поврежденному оригиналу, еще более утверждает в мысли, что этот Крест — произведение не нашего отечества. По сторонам Креста расположены два скульптурных изображения: Божией Матери и Иоанна Богослова. Это дар Ростовского стольника Ильи Ивановича Мещеринова, принесенный им в 1708 году в память благодарной души о счастливом обстоятельстве, чудесно ознаменовавшем присутствие благодати Креста в его семействе. В этих изображениях художник удачно приблизился к характеру крестного изображения, и все фигуры составляют священно-художественную группу, живо напоминающую скорбные события на Голгофе (Яросл. губ. вед., 1848, №35, с. 178,179).
Чудотворный образ Пресвятой Богородицы Одигитрии поставили тоже с правой стороны близ царских врат, а чудный образ Николы святителя и чудотворца — по левую сторону
Или по правую, если смотреть из церкви по направлению к алтарю. Лик иконы от давности потемнел. Благочестивым усердием поклонников он покрыт целой массой драгоценных украшений.
И от тех пречудных образов всем с верою приходящим бывает великое просвещение и исцеление до сегодняшнего дня во славу Единосущной и Нераздельной Троицы, Отца и Сына и Святаго Духа, ныне и присно и во веки веков. Аминь".
В 7018 (или 1510) году (так по нашей рукописи, по другим же спискам в 7015, т. е. 1507 году), при благословенном князе Василии Ивановиче (1505—1509), благоверных князьях Георгии и Димитрии, преосвященном митрополите Симоне (1494—1511), преосвященном архиепископе Ростовском Вассилиане II (1506—1515), священник Илия во граде Ростове повелел написать книгу паремейник (греч. — притча) некоему человеку Иоанну о чудесах Животворящего Креста и чудотворца Николая для новой церкви, которая воздвигнута на погорелом месте. В 7028 (1520) году княгиня Евдокия, жена князя Семена Ивановича Вельского, сшила золотом воздух для храма Распятия Господня и чудотворца Николы, а на нем вышила Спасов образ, Пресвятую Богородицу, Иоанна Предтечу и иных святых.
Цел он и доселе, несмотря на бывшие пожары. Фон сделан из гранитуровой материи малинового цвета, с тафтяными голубыми окладинами. В середине вышиты золотом изображения Спасителя, Божией Матери и Иоанна Предтечи; на окладинах вверху Херувим и два Ангела, а по сторонам — лики разных святых с шитыми надписями «Иван; Пет. чудотв.; Никола чудотв.; Алексий чуд.; Иван чуд.; Сергий чуд.; Варлаам чуд.; Кирилл чуд.» — Воздух обложен вокруг алой тафтой, а снизу подшит белой холстиной. Кроме того, как остаток от древности, имеется замечательная плащаница. Она из красного гранитура, с шелковыми окладинами. Края окаймлены золотым позументом; в середине вышито серебром и золотом положение Иисуса Христа во гроб. Подкладка из зеленой объяри. По сторонам плащаницы вышита летопись: 7101 (1593) и имя вкладчицы: «Марья Михайловна Пуговская».
А в лето 7028 (1520) года Иов Васильевич Тетерин приложил кЖивотворящему Кресту и чудотворцу Николе Минеи месячные письменные, две пелены из зеленой тафты, два рубля денег, книгу Псалтырь следованную и книгу Четьи Исмарагд (драгоценный камень зеленого цвета), то есть Златоуст.
Преподобный игумен Исаиа, узнав от древних священников и святых отцов, живших там, это повествование, поведал его мне, а я, недостойный иерей, записал все в сию книгу и поныне вопрошаю повсюду и ищу, по своему недостоинству, во святых церквях и древних свитках свидетельства. И если я, недостойный иерей, обрету в каких-либо описаниях свидетельства о чудесах, то все вписываю в книгу во славу и честь Животворящему Кресту и чудотворцу Николе и в назидание всем православным, с верою приходящим, и на пользу их душам.
Прошло несколько веков после постройки на месте сгоревшего нового храма Николая Угодника. Слава о чудесах и исцелениях от Животворящего Креста Господня распространилась далеко за пределы Ярославской губернии. Множество людей постоянно стекалось к Честному Кресту в надежде получить исцеления от своих недугов и обрести помощь Божию.
В 1917 году после Октябрьской революции храм Николая Чудотворца, как и многие святыни нашего Отечества, был разрушен коммунистами. Но Крест Господень чудесным образом уцелел и перенесен в храм святителя Иоанна Златоустого, который расположен в нескольких километрах от места явления Креста.
Новые власти всеми силами стремились вытравить из памяти народной удивительное предание о явлении чудотворного Распятия. И действительно, на некоторое время о Животворящем Кресте забыли. Скорее, заставили забыть внешне — силой и жестокими репрессиями. Однако даже само присутствие святыни, ставшей в глуши ярославского края уже почти заброшенной и не такой почитаемой как в былые времена, не давало покоя богоборцам — они решили уничтожить Животворящий Крест. Но не может быть посрамлено знамение Божие! Старожилы рассказывают, как несколько активистов собрались вынести святое Распятие из храма, чтобы сжечь его на улице. Но Крест словно налился свинцом, как в былые времена, когда его пытались спасти от пожара, уничтожившего первую церковь Николая Угодника. Безбожники сколько не прилагали сил, не смогли даже сдвинуть его с места. (Хотя в наши дни две хрупкие монахини легко могут поднять Животворящий Крест.)
Раздосадованные атеисты, так и не вразумленные чудесным явлением, совершенном у них на глазах, в бешенстве принялись пилить святое Распятие, чтобы вытащить его из храма по частям. Но зубья пилы наткнулись на необъяснимо твердый материал и сломались, словно Крест был вырезан не из дерева, а из камня. Как свидетельство об этих событиях, на руке образа Распятого Господа остался неглубокий след от пилы в назидание и вразумление всем сомневающимся в чудесах Господних. Так ничего не добившись, богоборцы оставили святыню в покое. Однако наблюдавший за всем происходившим атеист был возмущен тем, что двое сильных мужчин не могут распилить Распятие из липового дерева. Выкрикнув в сердцах, что он верит не в Бога, а только в свои силы, которые никогда его не подводили, он схватил топор и в ярости ударил по стопе образа Спасителя. Небольшой кусочек мизинца от святыни упал на пол. Богоборец торжествовал: он «победил» силу Божию.
Прошли годы, страсти улеглись. По рассказам односельчан, в 70-х годах тот несчастный, который «победил» Крест, прожив нелегкую жизнь, умер. И умер от заражения крови, поразившего на ноге тот именно мизинец, какой он отрубил пятьдесят лет назад на образе распятого Христа. Этот случай остался в памяти народной и передавался из уст в уста как доказательство проявления чудесной силы и справедливости Божией.
Времена мракобесия и богоборчества ушли в прошлое, и храм, где сохранилось чудотворное Распятие, ожил. В 1997 году он стал подворьем Свято-Никольского женского монастыря, что в Переславле-Залесском. Удивительным образом святой чудотворец Николай, являющийся небесным покровителем обители, снова вернулся оберегать святыню: чудотворный Крест Христов. Рядом с храмом, расположенном в селе Годеново, постоянно живут инокини.
Насколько им хватает сил, терпения и любви, с помощью Божией, они поддерживают в порядке внутреннее убранство храма и каждый день читают перед чудотворным Распятием акафист Честному и Животворящему Кресту Господню. Сестры рассказывают, что те паломники, которые узнали о Кресте и сумели добраться до столь отдаленного места, получают необыкновенную благодать, реальную помощь в жизненных обстоятельствах и исцеление от самых разных болезней и недугов. Насельницы подворья неоднократно были свидетелями того, как сила Животворящего Креста исцеляла бесноватых, которых не всегда можно определить с первого взгляда. Настолько велика сила и власть Господня, посланная людям через святое Распятие, — спасающая, исцеляющая и милующая.
И на самом деле, неземная сила Животворящего Креста так явна, что оторваться от него трудно, так как почти физически, словно исходящий волны, ощущаешь ту благодать Божию, в которую погружаются окружающие. Большинство людей, приблизившись к Распятию, чувствуют тонкое благоухание. Даже случается, что сомневающиеся паломники спрашивают у монахинь, не протирают ли они Крест каким-нибудь парфюмом. Странно и грустно сестрам слышать подобные вопросы.
Явление Животворящаго Креста Господня празднуется 29 мая/ 11 июня.
Источник www.vidania.ru