Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Вы полюбили человека с биполярным расстройством

В советское время это нарушение называлось маниакально-депрессивным психозом и чаще диагностировалось врачами как шизофрения, сегодня оно называется биполярным аффективным расстройством (БАР). По данным ВОЗ, в мире насчитывается до 30 млн пациентов с БАР. Большинству людей с этим заболеванием ставят правильный диагноз спустя 5-10 лет после первого обращения к врачу.
 

Возможно ли жить в череде взлетов и падений на «американских горках» настроения, как близким определить, что человеку нужна помощь, и чего стоит опасаться? Об этом мы говорим с Марией Пушкиной – переводчиком и автором статей о биполярном расстройстве, основателем ассоциации взаимопомощи людей с БАР, автором книги «Биполярники». Сейчас готовится к выходу в свет вторая книга Марии – «Пособие по выживанию с биполярным расстройством».

Все прекрасно, пока не увезут на скорой

– Существуют ситуации, когда «биполярники» отказываются обращаться за помощью, потому что в активные периоды они успевают столько, сколько никто не успевает в нормальном состоянии. Почему это опасно?

– Да, такое может быть. Среди творческих людей довольно много тех, кто более-менее уживается и с депрессией, и с БАР. Это те, у кого нет четких графиков работы, нескольких детей, которых надо содержать, ипотек. Но людям свойственно переоценивать свои способности и очень долго делать вид, что у них все прекрасно. Пока их на скорой не увезут.

Подход «я такой творческий, столько всего успеваю» довольно опасен. Человек начинает думать, что он должен быть всегда таким, какой он в мании, – суперпродуктивным, супертворческим. Физически это невозможно, у организма нет таких ресурсов. Человек берет у самого себя кредит энергии в долг. В итоге чем дольше он развивал бурную деятельность – тем больше времени проведет в депрессии.

При обращении к психотерапевту им очень свойственна такая речь: «Вообще-то у меня все хорошо, тысяча дел, вот только почему-то бывает очень грустно. Скажите, можно ли как-то убрать грустные периоды из моей жизни?»

Но именно такие настроения витают в воздухе в наше время: успевать как можно больше, карьера и реализация – самое главное в жизни, разве это не правильно?

– Да, современное общество требует постоянного функционирования в повышенном темпе. Всегда позитив, всегда активность, успехи, постоянный карьерный рост. Но это недоступно большому количеству людей. У всех творческих людей, которые решают 1000 и 1 задачу, всегда есть обратная сторона. Им тяжело, их многое раздражает, некоторые (периодами) совсем жить не хотят. Обычно люди просто не показывают этого.

– Существует ли условная зона нормы, от которой можно оттолкнуться?

– Есть требования человека к самому себе,