Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Возвращение (Кудря Е. Н.)

     Человеку часто или не очень часто приходится уезжать из родных мест. Цели разные, причины, тоже разные. Но всегда приятно и трепетно возвращаться домой. Задолго до приезда мысленно проезжаешь километры, приближаясь к знакомым и родным местам.
       И наступает час, когда это происходит наяву. Видишь знакомый лес, знакомые дома. А вот и знак, обозначающий наш поселок. Белые буквы на голубом фоне, немного преломляясь, складываются в слово «Лесной». Эта табличка приближается, а затем мягко уходит назад. Сердце слегка учащает своё биение.
        Поворот, и я дома, в своем поселке. Это место моего рождения. Этот дом под голубым шатром неба. Он полон своими звуками, шумами, он дорог для каждой клеточки моего организма. И как бы он не расстраивался, какие бы люди в нем не жили, он мой. Это мой дом, моя Родина. Все улицы зелены и свежи. Яркая, сочная листва благоухает. Вот и поворот к дому. Кроны деревьев смыкаются на уровне крыш, и как свод укрывают путника от ненастья.
       Мы счастливые люди. Нам дана красота нашего бытия. Эту красоту нужно только открыть. Нужно только открыть глаза навстречу этой красоте. А еще, после различных путешествий, так сладко, с мягким теплом в душе возвратиться в свой любимый храм. Храма пророка Илии. Мысленно он во мне и я в нем всегда. Но когда возвращаешься в него, испытываешь несказанный трепет.
         Заворачиваю за поворот, и вот он передо мной. Все ближе ворота, сияют кресты, высится колокольня, люди спешат на службу. Бабушки в нарядных платочках, шарфиках. Сразу видно, что в храм идут. Смотришь на них из далека, и сердце замирает, радуясь. И вот, я все ближе подхожу к красивому, пусть не большому, но такому родному храму. Вот и благовест полетел по просторам. Руки тянуться к шарфу, чтобы покрыть голову, а губы шепчут «Вниду в дом твой, поклонюся ко храму твоему в страсе твоем...»
      Дорожка, со знакомыми плитками, как-будто, теплые на ощупь. Перед крыльцом газон, благоухающий розами. На крыльце знакома каждая плиточка, каждый завиток на перилах. Двери распахнуты, как всегда, настежь. Вот-вот начнется служба. Уже с крыльца взору открывается картина другого мира, мира небесного. Там, в глубине, мерцает позолота подсвечников и вензеля на иконах. Завитки подсвечников, плавно изгибаясь, напоминают неземные цветы. А там, дальше уже видны иконы Спасителя и Богородицы. Через золотую дымку пламени свечей их лики смотрят мягко и с любовью. Кресты на дверях храма, как стражи, всегда начеку. А по храму тихо передвигаются люди, будто невесомы. И когда еще со ступенек видишь всю эту картину, душу охватывает благоговение и восторг. И нет слов на земле, чтобы высказать эти чувства.
       На входе нас встречает икона Владимирской Божией Матери. И организм уже настраивается и подготавливается к встречи с чудом. «Радуйся, благодатная, Господь с тобою!». Я творю молитву, кланяюсь, крещусь, и медленно поднимаюсь по ступенькам. Их всего пять. А вот и пророк Илия встречает меня. На иконе он изображен в полный рост, красивые каменья в окладе. «Пророче Божий Илия, моли Бога о нас.» Еще шаг, и я в храме. Все заботы и дела остаются там, за порогом.
       Воздух в храме живой, мягкий, и в тоже время плотный. Запах ладана и свечей приятен и насыщен. По стенам знакомые иконы. Знаю их все наперечет. Святая Матрона Московская, в белом платочке благословляет пришедших к ней. Знакомый и любимый Святитель Николай в полный рост. Множество икон Матери Божией. Как хороша икона «Умиление» Псково-Печерская. Риза на ней нежно-голубая, с серебром, с мелкими серебряными нитями и нежными перламутровыми бусинками и завитками. И много еще святых живут в нашем храме. Оклад икон бело-золотистые, овальные и прямоугольные. Перед иконами висят лампадки, наполненные живительным маслом. Они синие, красные и зеленые. Огоньки лампадок мерцают, освящая лики святых. Деревянные стены и потолок излучают тепло. А что за иконостас открывается взгляду. Он одновременно и величественен и уютен. Царские врата, словно кружевные, парят над полом. Иконы расположены по правилам симметрии. И каждый изгиб, каждый уголок, каждый завиток — все достойно и красиво. Все продумано до мелочей. Икона «Тайное вечере» над вратами как-будто живая. Люди уже не раз обращали внимание на хлеб, изображенный на блюде. Он как живой. А сама икона необычной формы и очень четко вписывается в иконостас. Трудно себе представить, какая другая форма могла бы здесь разместиться.
        Оглядываюсь вокруг. Создается впечатление замкнутого пространства, но с расширением во внешний мир. Именно здесь приходит понимание того, что ты дома. Здесь меня ждут и любят. Здесь спокойно. Здесь всегда поймут и утешат. А вот и первый возглас священника. Началась служба — Великая Литургия. Великая, потому что каждый раз неповторима, и каждый раз служится как последний. О своем храме можно слагать песни и стихи. А я просто всегда с нетерпением жду момента возвращения к нему.