Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Великий Четверг. Что происходило в этот день? слово о. Сергия (архив)

Эта неделя называется страстной. Весь Великий Пост подготавливал нас к этим святым дням, а сама страстная седмица есть приготовление к Пасхе, к распятию и воскресению Христову. Вот уже не много осталось времени, когда Христос должен перед нами воскреснуть. Сегодня мы вспоминаем Тайную Вечерю, когда предан был Спаситель. Христос со своими учениками собрался в горнице, где совершил ветхозаветную Пасху – вкушение ягненка с горькими травами в память исхода еврейского народа из Египетского рабства.

Но после привычного древнееврейского обычая, преломил хлеб, сказав «едите ибо это есть тело Моё, благословил чашу сказав испейте, ибо это есть кровь Моя Нового Завета за вас проливаемая». Это было установление Таинства Евхаристии – под видом хлеба и вина вкушаются Тело и Кровь Христова. Это было первое причастие апостолов.  После того как они причастились, то пошли на гору Элеон, где Христос перед своей смертью и предательством молился со своими учениками, прося Господа: «Если это возможно, сделай так, чтоб минула меня чаша сея, но не как я хочу, Отче, а как Ты хочешь».

В этой молитве Церковь усматривает, то что в Христе была действительно человеческая природа, так как было много ересей о том, что Бог не стал человеком во всей Своей полноте, Он стал им призрачно, явился и был как призрак с людьми. В этой молитве Церковь доказывает нам, что, действительно, Он был человек и как каждый человек имел свои немощи, Он физически мог страдать и бояться грядущих мучений. И Он смиряется с волей Божией.

Дело в том, что в Христе было две природы - Божественная и человеческая, а также было две воли - воля Божественная и воля человеческая. Человеческая воля должна подчиниться Божественной. И любой человек свою волю должен подчинить Божественной. Каким образом? Через заповеди. Соблюдая заповеди, человек подчиняет свою волю воле Божественной и доходит до того, что в нём живёт не своя воля, а воля Бога и тогда он делает и говорит то, что угодно Богу.

После того, как Христос помолился трижды о грядущих мучениях, смирился и подчинился воле пославшего Его Отца,  пришел к Нему Иуда, который целованием предал Его, после чего Его связали и повели к первосвященнику. Евангелист Иоанн хорошо описывает это. Когда пришли люди взять Христа в плен он говорит: «Кого ищите?».  Они говорят: «Иисуса Назарея». Христос отвечает: «Это Я».

Мы знаем о заповеди «не упоминай имя Господа в суе», - этот фрагмент из Евангелия как раз относится к этой заповеди. Дело в том, что когда мы говорим «говорим Господи, Господи» - мы не нарушаем заповедь, так как слово «Господи»  – это не имя Бога, а «Господь» от слова «господин». Здесь же Иисус Христос, ответил пришедшим брать его, что «Я Сущий» или по-ветхозаветному «яхве», -  что было запрещено говорить. Воины сразу поняли, что Иисус Назорей говорит о себе, как о Боге. Он говорит о Своём Божественном происхождении, и когда воины услышали эти слова, то все упали на колени. Почему? Потому что эти слова запрещалось произносить любому человеку. А здесь стоявший перед ними с виду обычный человек, что Я есть Ваш Бог.

А потом говорит: «Делайте то, чего собирались делать». И они связали Его и привели к первосвященнику.  И начался суд. Приводили лжесвидетелей, утверждавших, что Христос говорил: «Разрушьте храм и Я воздвигну его в три дня». Тогда существовал только один храм – Иерусалимский и строили его 46 лет. А Христос  говорил о храме Своего тела, что Он воздвигнет его в три дня. Это было иносказательное пророчество о Его воскресении.  И этого люди не могли понимать.

 Когда лжесвидетели приходили и не нашли на Него ничего достойного смерти, тогда первосвященник говорит: Заклинаю тебя Богом Всевышнем, скажи, Ты ли Мессия - сын Благословенного?» Он говорит: «Ты сам сказал». Тогда Каиафа разорвал на себе одежды в знак извержения человека сего из среды иудеев и сказал: «Достоин смерти. Какие вам доказательства ещё  нужны, что Он хулит Бога?».

Пасха тогда происходила на следующий день, посему, чтобы не оскверниться, Господа предают на суд для убийства язычнику, прокуратору Пилату. Вот такие события мы вспоминаем в Великий Четверток. Причащаемся Тела и Крови Христовых в память об установлении Таинства Евхаристии. Храни всех Бог и дай всем силы встретить Пасху.

слово расшифровал, переложил в текст и отредактировал Михаил Яцола
записала и опубликовала Анна Ушацкая
19.04.2014