Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Благочинный Иоанн Монаршек поясняет притчу о брачном пире на воскресной литургии

Сегодня на чтении воскресного Евангелия мы слышали притчу Иисуса Христа, в которой  Он уподобил Царство Небесное брачному пиру. Некий царь устраивает своему сыну вечерю в честь его брака, был накрыт прекрасный стол и слуги идут звать на торжество приглашенных гостей, но многие  отказываются. Один купил землю и занят ее осмотром, другой купил волов и должен их испытать, третий сказал, что  сам женился и не может прийти. И тогда царь предлагает слугам пойти на распутье дорог и созвать всех людей, чтоб дом наполнился возлежащими.

Начался праздник, и когда зашел царь, то увидел человека одетого в неположенную одежду. И тогда он обращается к нему: «Друг, зачем ты сюда пришел?»  Но этот человек ни чего не отвечает, и тогда царь повелевает взять его и бросить во тьму кромешную, где будет плачь и скрежет зубов. И вот Господь, заканчивая  Свою притчу, говорит, что в Царствии Небесном  «много званных, но мало избранных».  

Евангелие нужно читать обязательно с толкованием святых отцов, преосвященных Духом Святым, иначе это протестантский путь, когда каждый понимает, как ему удобно.

В этой притче мы должны понимать под царём Бога Отца. Под его сыном, который женится, - Господа нашего Иисуса Христа. Под вечерей -  Церковь Христову и народ Божий, который регулярно ходит в храм и живет жизнью Церкви. Под теми слугами, которые ходили приглашать людей на праздничный пир – это Пророки, Апостолы, которые трудились для проповедования слова Божия. Под всеми людьми, которые пришли или отказались от празднества  - это все мы с вами. Господь наш Иисус Христос призывает нас: «Придите ко Мне все труждающиеся и обременении и я успокою вас».

Господь постоянно нас всех зовёт на свою вечерю любви, но далеко не каждый отзывается.  Кто-то в силу своей житейской занятости отказывается и уподобляется тем людям, которые не смогли прийти на духовный пир веры к Богу. Одни покупают землю, другие женятся, третьи в заботах века сего растворились,  четвертые просто на просто не хотят прийти, им это не нужно. Эта притча относится к каждому из нас. И Господь  в заключении говорит о том, что «много званных, но мало избранных». То есть все люди призываются Богом к Истине и жизни вечной со Христом, но малая доля оказываются избранными для царства Божия.

В этой притче заслуживает внимания один сюжет. Некий человек, кто уже вошел на праздник и возлежал на вечери, был   выброшен во тьму кромешную, так как на нём не было надлежащей одежды. Что это значит? Потому что он пришёл на этот духовный пир веры совершенно неподготовленным. Праздничная одежда  - это наши добрые дела Христа ради делаемые,  непоколебимая вера в Бога и любовь к Нему.

Но вот еще какая деталь. Господь обращается к такому человеку изначально «друг», то есть дает время покаяться, осознать свои грехи, человек же этот молчит и ничего не предпринимает, чтобы изменить ситуацию.  Он не раскаялся, не припал к ногам Бога и за это  был выброшен во тьму кромешную. Сегодняшний воскресный день мы так же продолжаем праздновать Воздвижение креста Господня. И мы с вами слышали ещё одно Евангельское чтение, где Господь призывает нас взять свой жизненный крест и следовать за Ним.

Жизненный крест наш - это все обстоятельства, радости, печали,которые встречаются нам в течении всей земной жизни. И человек обязан с ними смиряться и должен без ропота нести. Как крест нёс Господь на  Голгофу к своей славе воскресения из мертвых. Господь нам всем напоминает, чтобы каждый взял свой крест и следовал за Ним.

Потому что путь Христов - это путь через страдания к ВЕЛИКОЙ СЛАВЕ, и мы христиане должны следовать за своим Отцом Небесным, за Богом Иисусом Христом, который пришел и спас род человеческий через страдания, через Свою крестную свою смерть.

аудиозапись проповеди расшифровал и переложил в текст Михаил Яцола
запись, редакция и публикация Анна Ушацкая