Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

«Святитель Филарет – наш предок. Но только никому об этом не говори!»

– Николай Николаевич, в нашей стране каждый знает вас как телеведущего, писателя, путешественника. Но не все знают о том, что вы являетесь продолжателем родословной знаменитого Митрополита Московского Филарета (Дроздова). 50 лет окормления Русской Церкви под его Архипастырским омофором – это целая эпоха, и не только церковная, но и государственная. Да и будет ли еще в нашей Церкви святитель, подобный Митрополиту Филарету (Дроздову), – ведь это был человек во всех отношениях выдающийся... А что касается вас: чем была лично для вас Церковь в советское время, как удавалось в вашей семье сохранять православные традиции, какие-то личные воспоминания? И вообще, вас что-то связывало с вашим выдающимся родственнико?

– По поводу того, будет ли еще дарован Церкви такой святитель, как Филарет Московский... Есть такое высказывание (оно, конечно, бытовое, но все-таки): «Лучший способ рассмешить Господа Бога – это поделиться с Ним своими планами на будущее!» Поэтому давайте лучше о будущем не станем говорить: все, что впереди, – в руце Божией. Так что положимся лучше на волю Божию!

– А вы знали историю и биографию своего выдающегося родственника?

– В советское время, разумеется, очень трудно было говорить о святителе Филарете как о великом духовном наставнике. Но именно в советское время святитель Филарет рассматривался как один из крупнейших исторических деятелей Русской Церкви. Наверное, потому, что в то время он еще не был причислен к лику святых. Формально это позволяло советской информационной системе сообщать о нем там, где только это было необходимо.

– Вы можете поделиться какими-то семейными воспоминаниями?

– Я отчетливо помню, как отец водил меня в Исторический музей, который тогда располагался рядом с той частью здания, которую сейчас занимает Музей революции. Сегодня весь этот комплекс вместе – нынешний Исторический музей. До революции тоже так было. Так вот, помню, что там висел портрет Митрополита Филарета Московского и Коломенского, как одного из государственных деятелей России (он ведь бы членом Священного Синода).

И вот, отец мне показывал эту картину (а это была именно живописная картина, не фотография). В то время в Историческом музее было много портретов Митрополита, выполненных различными художниками. И помню, отец мне сказал тогда: «Это наш предок, твой двоюродный прапрадед, учти это! Но только никому об этом не говори!»

К сожалению, так приходилось вести себя в то время...

– В детстве вы посещали храм?

– Отец водил нас, детей, в церковь на богослужения. Мы жили тогда в подмосковной деревне, там была всего лишь одна действующая церковь, в селе