Об Иоанне Крестителе Господь Иисус Христос сказал: "Из рожденных женами не восставал (пророк) больший Иоанна Крестителя" (Мф. 11, 11). Иоанн Креститель прославляется Церковью как "ангел, и апостол, и мученик, и пророк, и друг Христов".
По материнской линии Иоанн приходился родственником Иисуса Христа и родился на шесть месяцев раньше Спасителя.
Поразительна не только вся жизнь Иоанна Предтечи, но чудесен и сам факт его зачатия и рождения.
Как повествует Евангелие (Лк. 1, 57-80), праведные родители святого Иоанна Крестителя - священник Захария и Елисавета - достигли старости, но не имели детей, что считалось великим наказанием Божиим.
Однажды, совершая богослужение в Иерусалимском храме, Захария увидел Архангела Гавриила, стоящего по правую сторону жертвенника. Архангел открыл священнику, что у него родится сын, нареченный Иоанном, который будет провозвестником ожидаемого Ветхозаветной Церковью Мессии.
Пророчество Архангела Гавриила привело старого священника в сильное смущение. Усомнившись в словах Архангела, он стал просить знамения, которое подтвердило бы услышанное. И мгновенно немота поразила маловерного.
Святая Елисавета зачала и, боясь насмешек над поздней беременностью, скрывала ее в течение пяти месяцев.
Однажды Пречистая Дева Мария, носившая во чреве Предвечного Младенца, отправилась навестить Свою престарелую родственницу Елисавету. Когда Она вошла в дом, младенец взыграл во чреве Елисаветы, и та, исполнившись Св. Духа, приветствовала Деву Марию как Матерь Божию. Вместе с ней Пресвятую Деву и воплотившегося в Ней Сына Божия приветствовал и святой Иоанн, еще находившийся в утробе матери своей.
|
Рождество Иоанна Предтечи. Новгород, XV в.
|
В положенное время Елисавета родила сына. На восьмой день, по закону Моисееву, совершилось его обрезание. При обрезании новорожденному давалось имя, обыкновенно в честь кого-либо из старших сродников. Поэтому не могло не вызвать общее недоумение желание матери назвать его Иоанном, так как никто в роду не носил этого имени. За решением обратились к отцу. Он, испросив дощечку, написал на ней: "Иоанн будет имя ему". Тотчас разрешились незримые узы, связывавшие его уста, и святой Захария, исполнившись Духа Святого, прославил Бога и произнес пророческие слова. Он предрекает своему сыну будущее, предсказанное Ангелом, говоря, что он наречется пророком Вышнего и будет Предтечею Божественного Мессии; указывает и цель служения его - подготовить людей к пришествию Спасителя.
После Рождества Иисуса Христа и поклонения Ему пастырей и волхвов нечестивый царь Ирод повелел убить всех младенцев в надежде, что среди убитых будет и Тот, Кого назвали Царем Иудейским. Не забыл он и про младенца Иоанна, о котором уже слышал много чудесных рассказов.
Как повествует предание, святая Елисавета бежала в те дни со своим сыном в пустыню и укрылась от преследователей в пещере. Святой Захария оставался в Иерусалиме и исполнял свое священническое служение в храме. Ирод послал к нему воинов с приказанием открыть местопребывание младенца Иоанна и его матери. Захария отказался и был убит прямо в храме. Праведная Елисавета с сыном продолжала жить в пустыне до своей скорой кончины.
Вся дальнейшая жизнь Иоанна Крестителя полна лишений: оставшись один, охраняемый Ангелом, с младенческого возраста и до 30 лет он жил в пустыне, как отшельник. Одеждой Иоанну служили грубые шкуры, а едой - саранча и дикий мед. Зато вдали от бренного мира с его греховной жизнью Иоанн Предтеча не был развращен мирскими соблазнами, он жил в святости, посте и молитве.
Иоанн находился в пустыне до того времени, как вышел на проповедь о покаянии и сам сподобился крестить пришедшего в мир Сына Божия.
В одном из церковных текстов Иоанн Предтеча сравнивается со "светлой утренней звездой, которая своим блеском превосходила сияние всех других звезд и предвещала утро благодатного дня".
Сам Господь назвал Иоанна Крестителя самым великим из всех пророков, и поэтому он почитается Церковью как величайший святой, имеющий вместе с Пресвятой Богородицей дерзновение молиться Богу за людей. У Иоанна Крестителя испрашивают добродетель покаяния, а также другие духовные дары.
ТРОПАРЬ, глас 4
Пророче и Предтече пришествия Христова, достойно восхвалити тя недоумеем мы, любовию чтущии тя: неплодство бо рождшия и отчее безгласие разрешися славным и честным твоим рождеством, и воплощение Сына Божия мирови проповедуется.
Архив от 7.07.2010.