Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
Недавно в московской школе №113 восьмиклассник нанес учителю травмы, эта история приобрела широкую огласку. Однако с ребенком, который не дает вести уроки, проявляет агрессию, не контролирует поведение и эмоции, не умеет общаться с одноклассниками, сталкивается в своей практике каждый учитель. Даже если он не агрессивен, но имеет особенности развития, не обслуживает себя сам, не может сконцентрироваться, учится в своем темпе — эти трудности должна разрешать школа. Как справляются с этим учителя и что они думают об организации инклюзивного образования в России.
Учитель биологии и географии, Москва
У меня в классе была девочка со средней умственной отсталостью и ДЦП. Я сразу сказала, что ей нужен индивидуальный учитель, который сидел бы с ней в пятом классе и хотя бы научил ее самостоятельно писать и считать. Мне сказали: «Вы что, обалдели?». С Викой на всех уроках сидела мама. Она брала ее руку в свою и писала. Дома очень пунктуально выполнялись все домашние задания. Сейчас Вика в девятом классе, ей надо сдавать ОГЭ. Она ничему не научилась ни по одному предмету.
Я уверена, что для таких детей необходима индивидуальная адаптированная программа. Они должны проходить совершенно другие темы, в другом темпе. Под такого ребенка нужно перестраивать работу школы. Учителя должны объяснять, что, да, это ребенок, требующий определенной поддержки, помощи, внимания. С ребенком будет заниматься группа специалистов, он не будет предоставлен сам себе и учителю, у которого кроме него в классе 30 человек. Тогда это и будет инклюзия.
Нужны логопеды, дефектологи, психологи. Только где их набрать? Ради одного, двух или трех человек – это нереально. А если в школе станет много таких детей, то станет непонятно, где у нас норма, а где не норма.
Проблема инклюзии повсюду очень глубокая. Нельзя однозначно взять и сказать: «Это плохо» или «Это хорошо». Сколько я слушаю людей, которые ездили в Европу, в Израиль, в Америку – везде инклюзия упирается в одни и те же нерешенные вопросы.
И все же другого пути нет. Мы сплошь и рядом встречаемся с такими людьми на улицах, в общественных местах. Не дай Бог, дома такая ситуация, ведь у