Жить проще – лучше всего. Голову не ломай. Молись Богу. Господь всё устроит, только живи проще. Не мучь себя, обдумывая, как и что сделать. Пусть будет – как случится: это и есть жить проще.
Преподобный Амвросий
Машине выгоден “сетевой эффект”: чем больше людей общается через нее, тем больше преимуществ она сможет предложить. Если вы не станете ее частью, это превратится в ваш недостаток. Частью чего? Первого в мире публичного, живого, открытого проекта. Виртуальной лаборатории. Машины Скиннера, с помощью которой психолог Б.Ф. Скиннер контролировал поведение голубей и крыс с помощью наград и наказаний. Мы, пользователи, ведем себя как наркоманы.
Почему мы готовы переписываться в соцсетях каждый день? Почему мы пишем посты, хотя с нами никто не заключает трудовых договоров и не платит зарплаты? Что нас так зацепило? Одобрение, внимание, ретвиты, лайки.
“Твиттер” — это не инфраструктура из оптоволоконных кабелей, серверов баз данных, систем хранения, программного обеспечения и кода. Это механизм для отправки сообщений и обратной связи, которой живет автор. “Твиттер” процветает благодаря своей скорости, неформальности и интерактивности. Например, протоколы самого “Твиттера” побуждают людей публиковать сообщения быстро и часто. Все чрезвычайно быстро обновляется, поэтому большинство подписчиков, как правило, быстро забывают обо всем опубликованном. Система подписчиков поощряет развитие растущих тредов из первоначальных твитов, способствуя постоянному взаимодействию. Это то, что людям нравится в соцсети, что делает ее привлекательной: текстовые сообщения, но в публичном, коллективном контексте.
Между тем, хештеги и актуальные темы подчеркивают степень, в которой все эти протоколы организованы вокруг массива отдельных постов. Феномен, который описан в научной фантастике как «улейный разум». Краткий период восторженного коллективного ажиотажа вокруг любой темы. Для платформ не имеет особого значения, что вызовет обсуждение: суть в том, чтобы генерировать данные, один из самых прибыльных из когда-либо обнаруженных сырьевых материалов. Как и на финансовых рынках, слава добавляет стоимость. Чем больше хаоса, тем лучше.
Зависимы мы или нет, машина относится к нам как к наркоманам. Все люди хотят внимания. Для боссов социальных сетей это аксиома. Если социальные сети — это машина зависимости, то они ближе всего к азартным играм: например, фальсифицированной лотерее.
Каждый игрок доверяет нескольким абстрактным символам — точкам на кубиках, цифрам, фруктам в игровом автомате. В большинстве случаев ответ жесток и быстр: вы неудачник и идете домой ни с чем. Истинный игрок получает извращенную радость от того, чтобы поднять настроение, ставя на карту все свое существо. В социальных сетях вы вычеркиваете несколько слов, несколько символов и нажимаете «Отправить», бросая кубики. Интернет расскажет вам, кто вы и какова ваша судьба, через арифметические лайки, публикации и комментарии.
Интересный вопрос: что вызывает такую зависимость? В принципе, любой может сорвать куш. Но на практике не все играют с одинаковыми коэффициентами. Наши