Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Тревога: патология развития общества. Родители - это сигнал для вас.

Мы на нашем сайте уже затрагивали острую проблему перекоса в развитии современных детей. Писали о нарастающем эмоциональном голоде в отношениях ребятишек с родителями и окружающим миром. Сегодняшняя статья – еще несколько неутешительных штрихов к картине будущего общества. Где балом будет править тотальное одиночество, которое будет считаться нормой вещей. Общий вектор современного психологического развития детей, по оценкам и психиатров, и психологов, неутешителен: нарастает патология, границы психической нормы становятся размытыми.  Человек не справляется с нагрузками современного мира; его душевный, психический потенциал оскудевает.

Когда на психологических занятиях с младшими школьниками задается вопрос: «Чем занимаетесь вместе с родителями?», дети нередко теряются и не знают, что ответить. Это первый сигнал о потере эмоционального контакта ребенка с родителями.


Первая ступенька познания мира и добра у человека – это любовь родителей. Смысл жизни младенца – быть нужным своим маме и папе, а быть нужным – значит быть любимым. «Добро – это когда мама тебя любит». Переживание ребенком любви и нужности своим родителям дает ему уверенность в себе  на всю жизнь!


Дети воспринимают мир эмоционально. Пока ребенок мал, спектр его чувств и переживаний, их глубина и разнообразие, чрезвычайно велик. Если мир взрослых не дает значимого отклика на потребности ребенка чувствовать и сопереживать, то эти способности в растущем человеке не развиваются. Если у ребенка не было опыта искренней заинтересованности отца в его жизни и успехах, если не было теплоты и ласки со стороны матери, – откуда ребенку знать, что такое бывает или может быть?


 «Добро – когда нет ругани, ссор, обид». Нет нужды писать о том, что раздражительность, грубость в отношениях с детьми, нежелание вникать в проблемы ребёнка не просто ранит, а уродует детские души. Любой школьный психолог знает, насколько болезненно дети переживают родительскую отстраненность и отчаянную невозможность высказать свои переживания. Беда состоит еще и в том, что дети не только сами страдают, – они на подсознательном уровне усваивают переживаемую ими модель семейных отношений, и потом, став взрослыми, реализуют ее по отношению к собственным детям.


Посмотрите на такой интересный исторический пример:


После второй мировой войны психологи-исследователи обнаружили уникальное и часто трагическое явление - в приютах при хорошем уходе и полноценном питании младенцы отказывались от еды и умирали. Причиной их смерти являлась глубинная депрессия: для жизни этим младенцам была необходима материнская любовь.


Нелепо думать, будто дети предыдущих поколений «купались» в родительской любви, что не было патологий, и детско-родительские отношения были идеальными. Но можно определенно утверждать, что психологические проблемы развития детей сегодня – это результат грандиозных нравственных искажений.


Почитайте данные очень интересного исследования детей дошкольного возраста, родившихся до и после кризисных преобразований в нашей стране:


В 1992-1995 гг. и в 2009 г. детям задавились одни и те же вопросы.
Вот такая невеселая тенденция получилась:
в 90-е годы практически все дети, кроме желаний для себя, загадывали желания для других. В 2009 г. – самой многочисленной являлась группа детей, которые загадывали все три желания только для себя.
В 2009 г. при ответе на вопрос: «Что ты любишь больше всего на свете?» исчезли «полезные» занятия. Раньше дети писали, например: «Люблю маме помогать», «Люблю книжки читать», и т.д. Теперь дети выбирают занятия, связанные с развлечениями, с получением удовольствия. Также исчезли ответы, в которых говорилось о любви и интересе к природе, например, «Лес люблю», «Цветы люблю, тюльпаны и розы» и т.д. Кроме того, в ответах детей стала очевидной направленность на обладание и потребление.


Потребности детей стали  ограничиваться материальными предметами. А потребность в переживаниях, связанных с природой, с соучастием в жизни родителей, друзей, стала исчезать.


Заметим, что исчезают не переживания, но они становятся качественно иными.

Душа ребенка не терпит пустоты: если не удовлетворяется жизненно необходимая потребность, ей находится замена, пусть даже суррогатная; если интересы и переживания ребенка связаны с миром вещей, то и любовь его будет ограничиваться этим миром.


В последние десятилетия живые эмоции детей стремительно разрушаются, а вместе с ними угасают и другие жизненные потребности. Узнавать мир, учиться, получать профессию, создавать семью, быть ответственным за нее. А ведь на этом зиждется общество, строится экономика. Каким будет будущее у наших детей? Во многом зависит от того, какие мы с вами родители.

подборка, редакция и публикация 
Анна Ушацкая

по материалам сайта www.pravoslavie.ru