Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Творить добро легко! Или о том, как совершать дела милосердия.

Пусть левая рука твоя не знает, что делает правая ...

(Мф. 6: 1-4)
"Великие дела творит любовь, великие дела творит и гордость", - говорит блаженный Августин. Насыщает алчущего любовь, насыщает и гордость. Одевает нагого любовь, одевает и гордость. Постится любовь, постится и гордость. Любовь все это делает для прославления Бога, а гордость все - для самовосхваления. Вот почему ни одно доброе дело не может быть угодно Богу, если оно не совершается в духе христианоподражательного смирения. Вот почему Господь, после того как научил: что нужно для угождения Богу, далее поучает: как должно делать добро. И прежде всего Он в корне истребляет ту язву, которая неприметным образом заражает самое благочестие. Эта язва есть дух тщеславия, который незаметно похищает у добродетельного его душевное сокровище - самую цену всякой добродетели. Преподобный Иоанн Лествичник говорит: "Тщеславлюсь, когда пощусь, но когда разрешаю пост, чтобы скрыть от людей свое воздержание, опять тщеславлюсь, считая себя мудрым. Побеждаюсь тщеславием, когда одеваюсь в хорошие одежды; но и в худые одевшись, также тщеславлюсь. Стану говорить - побеждаюсь тщеславием; замолчу - и опять им же победился. Как ни брось сей троерожник - все один рог станет вверх. Тщеславный человек есть идолопоклонник: он думает, что почитает Бога, но в самом деле угождает не Богу, а людям". Из всех добродетелей тщеславие особенно обкрадывает пост, молитву и милостыню. "Постом, - говорит святитель Златоуст, - возгордился фарисей, когда говорил: "пощусь два раза в неделю, даю десятую часть из всего, что приобретаю". И в самой молитве искал он суетной славы, когда молился, чтобы только показать себя. Когда уже не было никого другого, то старался выказать себя перед мытарем". Так пагубно тщеславие для самой добродетели. Вот почему Спаситель, когда начинает речь о нем, то как будто "хочет говорить о каком-нибудь звере, весьма хитром и страшном, который может внезапно схватить не совсем осторожного". СМОТРИТЕ, - говорит Он, - берегитесь, будьте внимательны и осторожны, НЕ ТВОРИТЕ (не подавайте) МИЛОСТЫНИ ВАШЕЙ ПРЕД ЛЮДЬМИ. "Зверь оный, тщеславие, подходит тайно, и все доброе, что есть в нас, тихо развевает и нечувствительно уносит". Сказав, не творите пред людьми, Господь присовокупил: С ТЕМ, ЧТОБЫ ОНИ ВИДЕЛИ ВАС, не делайте добра напоказ людям. И перед людьми можно делать добро, но не для того, чтобы люди смотрели на твое добро; если же делаешь добро из-за людской похвалы, то хотя бы ты делал его и в клети своей - все равно: ты делаешь его не для Бога, а для своего тщеславия, а Бог смотрит на сердце твое и карает или награждает - не самое дело, а твое намерение.

На православном сайте "Матроны.ру" появилась интересная статья о девяти бабушках, которые уже 40 лет радуют близких и незнакомых им людей маленькими и большими добрыми делами.

Прочитать статью 

Источники: http://www.matrony.ru/, http://www.pravoslavnaya-biblioteka.ru/evangelie/97.html
Подбор материала: Иванова Любовь