Доброе слово

Пост есть учительница умеренности, мать добродетели, воспитательница чад Божиих, руководительница беспорядочных, спокойствие душ, опора жизни, мир прочный и невозмутимый; ее строгость и важность умиряет страсти, угашает гнев и ярость, охлаждает и утишает всякие волнения, возникающие от многоядения.

св. Астерий Амасийский

Совпадений в духовной жизни не бывает - 18 июля памятный день в Православии

18 июля особый день для Русской Православной Церкви. Празднуется память двух великих святых древнего и нового времени: преподобного Сергия Радонежского и преподобномученицы Елисаветы Феодоровны. Накануне верующие молитвенно поминали других, родных им по плоти и по духу праведников – преподобного Андрея Рублева и святых Царственных Страстотерпцев. Совпадений в духовной жизни не бывает. Так и здесь они не случайны. Все празднуемые святые явились для своего времени знаковыми фигурами, в которых пересекались пути и перепутья Руси – когда-то «святой», а теперь «уходящей».
Есть между ними и личная, даже, пожалуй, мистическая связь. Великая Княгиня Елизавета Феодоровна очень чтила преп. Сергия Радонежского, как небесного покровителя своего мужа Великого Князя Сергея Александровича. Общение со святым, так тесно связанным с трагически погибшим супругом, сопровождало Елизавету на пути к ее собственному мученическому венцу. В день его памяти она и была убита, как днем раньше Царская семья. А сам 1918 год (дата мученической кончины Елизаветы Федоровны и всей Царской семьи) отмечен, помимо всего прочего, и таким незаметным на фоне всеобщей разрухи, но значимым для научного мира событием: открытием «Троицы» Рублева, расчисткой первоначального слоя иконы. Будто в противовес окружающему злу и хаосу, взорам русских людей впервые предстало дивное творение святого мастера, излучающее гармонию и мир.
В лице прп. Сергия и прмц. Елисаветы мы прославляем оба евангельских пути к святости: путь Марии путь Марфы, то есть созерцания Бога и служения Ему в лице ближнего. Но не только богословские глубины открывают нам два этих святых. Они дороги нам по-особенному, потому что открывают выход из вечной русской тоски в Царство Небесное. Идя своим трудным путем, преподобный Сергий и святая Елисавета претворяли греховное уныние и ужас от разгула зла в радостную печаль по Богу. И глядя на лик Елизаветы Феодоровны, вспоминаешь другой прекрасный цветок святости, рожденный в Лавре преподобного Сергия в эпоху, также отмеченную реками крови и мученичеством – «Троицу» Рублева.
«Такие взоры умиротворяют, утешают, исцеляют. Не потому, что от них закрыты безобразия и печаль мира, а, напротив, потому, что они согласны идти до предела и за пределы ужаса: до огромных глаз Христа, плачущих, как никогда не плакали ничьи иные, но дающих свет прощения, какого никогда не знала наша земля. И его икона Троицы – словно тот последний взгляд, обращенный на его жизнь, на его землю, на его народ» (Протопресвитер Борис Бобринский. Страдание Отчее. Киев, 2000. С. 54-55). Посмотрите на фотографии Елизаветы Федоровны последних лет жизни – и вы увидите тот же взгляд.

Читать житие преподобномученицы Великой Княгини Елисаветы

источник  www.mmom.ru
подбор материала и публикация Анна Ушацкая